В новом фотообозрении М-Журнала представлены серии фотографий, сделанные на территории бывшего СССР и отправленные на престижный конкурс “Leica Oskar Barnack Award”, прием заявок на который был закончен 1 марта 2013 года.

Фотографы, работающие на территории бывшего СССР и желающие получить международную премию в виде 5000 Евро и камеру Leica серии M, нашлись в девяти бывших республиках из пятнадцати когда-то существовавших. В конкурсе не представлены территории Эстонии, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Туркменистана и Таджикистана.

Из Казахстана участвует всего лишь один фотограф родом из Японии – Икуру Куваджима, который не первый год путешествует по бывшим советским республикам. О его “казахских панорамах” уже говорилось в одном из наших фотообозрений.

Территорию Киргизии представляет фотограф российского происхождения Георгий Колотов, проживающий в Бишкеке, с фотоисторией о казаке Михаиле Демченко. Однако не слишком понятно, каким образом в Киргизии оказался казак, чем он там занимается кроме культивирования своего огорода и почему не состоит на “государевой службе в Российской империи”. Киргизский же фотограф Малик Алымкулов не очень уверенно пытается рассказать о проблемах пожилых людей в республике в серии  “Покинутые и забытые старики” .

Армению представляет Назик Арменакян с серией “Транссексуалы” (“Transgenders”), рассказывающей о жизни ЛГБТ-сообщества Армении. Фотограф Татевик Варданян, в свою очередь, пытается рассказать нам о медеплавильном заводе в горах Армении.

Из Узбекистана тоже двое участников конкурса: один из них популярный в сетевом сообществе фотограф Анзор Бухарский, который представил некоторые из своих известных фотографий из “цыганской серии” (большая фотовыставка Анзора, а также интервью с ним были опубликованы в М-Журнале). Для презентации же серии на конкурсе “Leica Oskar Barnak” фотограф выбрал довольно странное название – “Цыгане – дети природы” (“Gypsies are chidren of nature”). Вполне возможно, что в переводе на узбекский язык это может означать и признаки урбанизации у детей узбекской национальности – как это, например, показано в серии другого фотографа Ольги Фединой (Узбекистан), повествующей о проблеме Аральского моря на уровне “детских игрушек” (“Toys of Aral Sea”).

Республика Литва, слывущая во времена СССР “фотографической”, на конкурсе представлена всего четырьмя сериями – “квадратами”, выполненными в ныне популярной про-западной манере фотоискусства.

Латвия представлена семью фотографами,

Фото © Алнис Стакле

среди которых выделяется Алнис Стакле с известной серией о городе Даугавпилсе, названием для которой выступает аббревиатура “LSD”. Именно этот психотропный наркотик, по мнению автора, оказывает влияние на “иррациональность и галлюцинаторное качество” пейзажей городской среды. Известно, что употребление ЛСД может вызывать “визуальное искажение” окружающей действительности. Однако стоит отметить, что сам фотограф в употреблении наркотика замечен не был.

О брасткой республике Беларусь рассказано в двенадцати сериях, при этом любопытно отметить, что девять из них – черно-белые. В цветной же фотоистории Дмитрия Лельчука

Фото © Дмитрий Лельчук

“Дауншифтинг в Беларуси” (“Downshifting in Belarus”) показан “протест против идеалов” не в виде характерных политических демонстраций за или против режима Лукашенко, а как протест против “идеалов общества потребления”, которые приводят к “отчуждению человека от его человеческой сущности”.

Об Украине также рассказывают серии двенадцати фотографов-участников конкурса. Среди них – уже представленные в М-Журнале фотоистории Максима Дондюка (Умань), Артура Бондаря (Чернобыль). Но достаточно большой и многолетний проект “Плодовитость” (фертильность) Ирины Рузиной был впервые замечен мной лишь на конкурсе “Leica Oskar Barnack”.

Фото © Ирина Рузина

В серии предпринята попытка найти “секретные связи” между “женщиной-матерью” и “природой-матерью”, результатом взаимодействия которых является необходимое и достаточное условие “плодородия”. Поскольку в серии практически нет фотографий мужчин и их “тайн плодородия”, то логично считать эти черно-белые работы проявлением одной из форм феминизма в арт-фотографии, где до сих пор пропагандируется “культ красоты женского тела” – естественно в исполнении фотографов-мужчин.
Посмотреть полную версию проекта “Плодовитость” на личном сайте фотографа

Больше всего участников конкурса – с территории России (81). Думается, не только потому что она самая большая на просторах бывшего СССР, но и так как единственная на пост-советском пространстве, где камера Leica официально представлена в самых разных своих эпостасиях, начиная от магазинов и заканчивая образовательной программой Leica-Академия. Результаты “агитации и пропаганды леечников” в России стали заметны в том числе и на официальном конкуре “Leica Oskar Barnack”, чего не наблюдалось ранее.

Однако и из России в основном представлены известные серии и не менее известные фотографы как до 25-ти лет (Newcomer Award), так и после 25-ти (Award).

“Леечник” Алексей Мякишев, видимо уже сам уставший от популяризации фотоистории “Колодозеро“, представил на конкурс серию “Родня”, в которой “родственниками” оказались в том числе фотограф Георгий Колосов и основатель галереи “Феофания” Константин Бенедиктов. Следуя логике автора серии, речь идет о “духовных родственных связях”, хотя об этом нет никаких вербальных упоминаний.

Анастасия Руденко представила – правда без единой подписи как к серии, так и к каждой из фотографий – фотоисторию под названием “Рай”(“Paradise”), которую сняла для “Joop Swart Masterclass” в 2012 году. Поэтому требуется объяснить, что “Раем” для фотографа стал поселок городского типа Елатьма (Рязанская область) – особенно та его часть, где содержатся умственно отсталые дети.

Евгения Арбугаева родилась в небольшом сибирском городке Тикси, училась в Москве, сейчас же живет в Нью-Йорке. Но именно маленький портовый городок, находящийся за полярным кругом, стал объектом фотографического исследования.

Фото © Евгения Арбургаева

Целью автора не было зафиксировать неизбежное умирание Тикси – скорее, автору хотелось реанимировать те магические ощущения, которые остались в памяти, и выяснить, насколько они реальны. После получения гранта от “Magnum Foundation Emergency”, Евгения заявила: “После того, как я закончу проект, мое собственное детство будет официально закончено”. С одной стороны, серия выгодно отличается от всех предыдущих прежде всего четко мотивированным пространством в кадре, а с другой – “сказачностью”, которая, очевидно, сохранилась со времен детства фотографа и “проявилась на фотографиях”, несмотря на все бедственное положение портового городка Тикси – окраины земли на берегу Ледовитого океана.
Посмотреть серию полностью на личном сайте

Кто получит “Award” и “Newcomer Award” в конкурсе “Leica Oscar Barnack” станет известно по окончанию работы жюри, но уже сейчас хочется пожелать удачи всем и сказать многим из стран бывшего СССР: “Не забывайте подписывать фотографии – и не только своим любимым именем”.

Текст: Олег Климов
Фото на обложке: Евгения Арбугаева

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: