В еженедельном фотообозрении М-Журнал обратил внимание на некоторые публикаии прошедшей недели, касающиеся пост-советского пространста в области фотографии. 

Репортаж: «Казак — это воин,  судьба казака — это война»

С тех пор, как фотограф Сергей Пономарев закрыл за собой двери “школы жизни” под названием Associated Press, и вышел в “свободное плаванье”, он, кажется, стал видеть саму жизнь иначе – не только в спектре ныне “модной” обработки изображений, но главное в том, что дает силы для творчества любого фотографа –  его личная свобода.

Репортаж в “The New York Times” в начале прошлой недели имеет все грани современной журналистики: фотографии, видео, текст и даже глобальный, с точки зрения новостей, информационный повод: “В своем третьем сроке президент Владимир Путин предложил новое направление для страны: развитие консервативной, национальной идеологии. Казаки превратились в своего рода талисман с растущей финансовой и политической поддержкой”.

“Казак – это воин, судьба казака – это война”, – сказал один из представителей казачества на Ставрополье во время похорон своего товарища”.

Несмотря на то, что репортаж в NY – коллективное творчество, а некоторые сюжеты на видео повторяют сюжеты на фотографиях – это тот случай, когда фото и видео не исключают друг друга, а дополняют  в своих разных функциях и задачах.

Личный сайт Сергея Пономарева

Фестиваль: “Интимный дневник”

 

© Мария Плешкова

Спекуляции на тему “молодой фотографии” по принципу “broadcast youself” под пристальным наблюдением  кураторов и искусствоведов – свойственны не только ее представителям на нашей Родине.

На прошлой недели в Париже открылся фестиваль “Молодой фотографии”, где будет также представлена серия россиянки Марии Плешковой, рассказывающая в “Интимном дневнике” о личных переживаниях по поводу друга, “ушедшего на войну”: “Я не солдатская мать. И не солдатская жена,” – говорит автор фотографий, представившаяся зрителю как “фотограф-документалист”, но предпочитающая говорить исключительно о себе и снимать тоже соответственно себя. Из “оригинала дневника” не только не понятно, кто она – мать или жена, но также не ясно, кто ее друг – ушедший на войну.

Однако в английской версии, представленной на фестивале в Париже, есть некоторого рода уточнения: “война” (war) и ожидание (wait) – начинаются с одной и той же буквы латинского алфавита, что, по мнению автора, должно объяснять связь войны в Ливии (арабская вязь) и страдания фотографа-документалиста в Москве (кириллица) через ее друга-журналиста (на букву “J” в латинице). Все это говорит о том, что в “арт, док и -журналистике” появился совсем новый жанр: “про страдающих за тех, кто страдает, когда наблюдает за страдающими на войне”.

К сожалению, ирония над любыми чувствами часто выглядит цинично, но не чаще, чем публичная рефлексия “молодых фотографов об интимном”, которая интересна, пожалуй, только безнадежно стареющим кураторам и искусствоведам.

Вместе с тем, просматривая “Интимный дневник”, можно было бы прийти к более интеллектуальному и не менее художественному выводу:  война при современных технологиях и коммуникациях, в какой бы точке планеты она ни происходила, теперь касается всех: от Ливана до Москвы. И больше не требуется разрешения для ее проникновения в личное пространство, не зависимо от того, “уехал друг на войну” или пьет пиво в баре по соседству.

Личный сайт Марии Плешковой

Книга: “Предмет без пространства”

© Вадим Гущин

Голландский издатель Мартин Шильт (Schilt Publishing), издающий книги “высококачественной фотографии” (high-quality photography) выпустил альбом Вадима Гущина “Предметы быта и культурных ценностей” (Everyday Objects/Cultural Treasures) из России, иногда с сохранившимся налетом наследства СССР.

В книге фотограф утверждает, что на самом деле мы живем даже не в пространствах Евклида, Лобачевского или Римана, а во вселенной Малевича. Но, к сожалению, в отличие от художника, обыватель редко это замечает в своей повседневной жизни. Предметы же, которые нас окружают, в действительности родились не на производстве, которого у нас давно уже нет, и даже не в супермаркетах, которых у нас уже слишком много – а произошли исключительно от “Черного квадрата”, больше известного в художественных кругах, но не меньше, чем “черная дыра” в кругах научных.

Отделяя реальное пространство от предметов, в котором они живут и, помещая предмет в “пустоту”, художник Вадим Гущин рассматривает “удаленный предмет” как “идею в чистом виде” – подобно тому, как геометры, избавляясь от “физики предмета”,  исследуют “чистое пространство” и абстрагируются от физики, отдавая предпочтение математики.

В итоге – фотоальбом выглядит как “образец визуальной эстетики и культуры”, что крайней редко встречается в современной российской арт-фотографии.

Портфолио по теме книги на  личном сайте Вадима Гущина

Текст: Олег Климов

Фотография на обложке: Сергей Пономарев

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: