В издательстве Альпина Паблишер вышел фотоальбом Алексея Мелии «Север Турции» — «это 77 документальных фотографий, снятых на цветную и черно-белую пленку, на камеры Leica и Hasselblad».

На Арбате в турецком кафе Алексей Мелия заказал йогурт с инжиром и кофе «по-турецки». Я довольствовался гёзлеме (лепешка с сыром) и смотрел книгу о северной Турции… Когда мы прощались, я спросил:

— Куда ты сейчас?
— В армянское кафе, — ответил он.
— Почему?
— Чтобы восстановить «равновесие мира», — заявил он.
— Думаешь это поможет?
— Должно, если я закажу такой же йогурт с инжиром и такой же кофе, только в армянском кафе это будет «по-армянски».

На миг мне показалось, что если бы Алексей Мелия не забросил свои занятия документальной фотографией, то следующей книгой мог бы быть его альбом об Армении. Но, увы, круг его интересов и исследований теперь в области аутизма, где «фотографии нет места», почему? — «Это совсем другое задание, которое я должен выполнить», — просто и без сожаления ответил он.

© Алексей Мелия/Север Турции

Алексей Мелия издал фотоальбом «человеческой красоты» о Северной Турции — называется «Melia». Недостаточно скромно? — нет, просто искренне. Такое впечатление, что он много лет специально учился фотографии чтобы издать этот единственный альбом и поставить точку в карьере документального фотографа. Книга сделана с благодарностью его учителям: Александру Иосифовичу Лапину и Сергею Максимишину. С моей точки зрения, сам факт упоминания учителя, не характерный для нашего времени, уже вызывает уважение к ученику. Просматривая фотографии — становится понятно чему учился автор у Лапина, чему у Максимишина. Только хорошему.

© Алексей Мелия/Север Турции

Но это не просто фотоальбом, это своего рода исследование, кратко описанное в предисловие автора. В результате путешествий по Северу Турции и собственных воспоминаний о своей Родине, половина которых относится к СССР, а другая половина к новой России, Мелия постоянно сравнивает Россию и Турцию как визуально в фотографиях, так и вербально в тексте: «Русские и турки — ровесники, мы одновременно приняли православие и ислам, пережили монголов и раздробленность, почти в одно время образовали государства с преемственностью власти до наших дней: Московскую Русь и государство Османов». И далее: «В 1918 и 1991-м империи исчезли, остались постосманское и постсоветское пространства».

© Алексей Мелия/Север Турции

Во всем вербальном предисловии к фотоальбому Мелия выделяет крупным шрифтом только три предложения, определяющих идеологию: «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ТУРКОМ». «КАЖДЫЙ ТУРОК РОЖДЕН СОЛДАТОМ». «БУДУЩЕЕ — В НЕБЕСАХ». Тоже самое можно сказать про русских, не правда ли?

Кроме классических фотографий, в альбоме представлены также панорамы, сделанные Хассельбладом, отдельные развороты которых создают своеобразный ритм всей книги. Не случайно, что на всех панорамах снят только берег моря с присутствующими на нем людьми: «Турецкие мужчины проводят вечера на берегу моря. Море для турков так и не стало родной стихией, это что-то вроде большой русской реки, неторопливо текущей от одного города к другому. Пришедшие из глубины Азии кочевники остались людьми континента». Очевидно, что русские также являются «людьми континентальными» вокруг «большой реки», что совершенно справедливо с моей точки зрения. Во всяком случае Россия только в поступках и мечтах Петра Великого осталась морской державой.

© Алексей Мелия / Север Турции

«В конце концов, — считает Алексей Мелия, — Мы все должны объединиться в одно Государство Разума», —  и я готов с ним согласится, если бы не весь спектр противоречивых чувств, которые не дают покоя нашему Разуму. И книга «Melia» не исключение, а скорее тому подтверждение.

Олег Климов (текст)
Алексей Мелия (фотографии)

Фотоальбом Алексея Мелии можно приобрести в интернет-магазине OZON.RU 
Расскажите об этом в социальных сетях: