М-Журнал представляет фотографии из книжного проекта Олега Климова “Вдоль берегов России”, которые частично были показаны на персональных выставках: в Москве (“Река-Море”, музей Андрея Сахарова), в Екатеринбурге (“Свидетели времени”, музей Метенкова), в Калининграде (“Унесенный морем”, музей Мирового океана) и в Южно-Сахалинске (музей книги Антона Чехова “Остров Сахалин”). Путешествие может начинаться с невежества, но должно заканчиваться знанием, по-своему уникальным. Знанием, которое невозможно получить из географических карт, исторических книг или путеводителей. Оно возникает на уровне чувств и эмоций, складывается из личных наблюдений, общения с людьми, – всего того, что встречается на пути. Эти знания порой невозможно систематизировать и квалифицировать, вложить в таблицы или построить графики. Эти знания человек может получить только в тех обстоятельствах, в которых он на данный момент находится. Вы идете пешком по улице, плывете по реке на лодке или по морю на корабле, смотрите по сторонам, впечатляетесь, и вы замечаете то, что могло быть увидено только вами. Вы говорите с людьми, и они рассказывают вам то, что хотят рассказать сейчас и в тех условиях, в которых вы с ними оказались. Но и вы слышите чаще всего то, что хотите услышать в условиях вашего восприятия действительности. Так складывается ваша “книга иррациональных знаний”, независимо от того, пишете ли вы её или фотографируете. Проект книги “Унесённые морем” представляет собой сочетание фотографий и дневниковых записей, сделанных во время путешествий по рекам России и морским окраинам страны. Фотографии здесь не являются иллюстрациями к тексту, точно так же как и текст не объясняет содержание фотографий. Скорее всего, это две разные формы реакции на одни и те же события, которые происходили вокруг меня или с моим участием. Я не стремился к документализации, скорее, наоборот, пытался фиксировать “иррациональное” – мной услышанное, сказанное или увиденное. Когда я наблюдал за движениями рук, ног, пластикой тела человека, мне часто казалось, что человек исполняет какой-то свой танец – и я старался представить его танцующим на своих фотографиях. Когда я наблюдал за людьми, лежащими на берегу моря, реки или просто на улице, – я видел в них одну общую черту: незащищенность, и просто делал их таковыми на фотографиях, пренебрегая подробностями объективной реальности. Мой “вахтенный журнал” фотографа-журналиста в течение нескольких лет превратился во множество замусоленных блокнотов с записями не столько фактов, сколько эмоций, весьма субъективных рассказов людей, и личных переживаний по поводу и без такового; с рисунками на листах школьных тетрадей в клеточку; с комментариями на салфетках из ресторанов и баров…” (Из предисловия книжного проекта “Унесенные морем”) Для более качественного просмотра фотографий – используйте кнопку fullscreen … “эмигрировать в море”, жить в море – это не просто сменить страну, государство, город или деревню, нет, кроме всего прочего – это означает сменить стихию жизни. Не только поменять землю на воду, а достигнуть той степени свободы, которая присуща исключительно мировому океану, где не действует ни один закон того или иного политического режима, как бы этого не хотелось сухопутным диктаторам, вождям и национальным лидерам. У водной стихии есть только один закон – океан принадлежит всем и для всех является нейтральными водами. Самый мудрый закон, но не потому, что человечество достигло такого рода просветления, а просто потому, что идея империи “Владеть морем – владеть всем” к счастью оказалась неосуществима потому, что владеть океаном не может никто в силу принципиально иной организации водной стихии. Океан подобен самой Природе – не подвластен личности или государству и в этом смысле до сих пор является божественным. ( из “Вахтенного журнала”, Тихий океан, июль 2012) Фотографии и текст Олега Климова ДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ – ДЕЛАЙТЕ МИР СВОБОДНЫМ: