С фотографом Эмилем Гатауллиным я почти не знаком, хотя знаю его давно. Слово «фотограф» с ним тоже не вяжется, поскольку для подавляющего большинства фотографов это профессия. Иногда, лучше быть любителем, чем профи! И если бы даже я совсем не знал Эмиля, а только видел его работы, то мог бы предположить, что скорее всего в общении и на публике он должен быть немногословен. Не только потому, что его работы сами за себя говорят, но и форма, стилистика и манера «письма», в которой они сделаны не требует многословия. Кажется, заговори зритель громко или сделай неосторожное движение, вызывающее шум, и герои сами с его фотографий обернуться к вам, как к нарушителю тишины с предостерегающим указательным пальцем у сжатых губ, наподобие этой девочки из села Мякса (14). В ее позе есть что-то неестественное, сценическое-постановочное из «театра мимики и жеста». А бабушка из Серпухова (7)? Они замерли в нашей памяти навсегда. Хотя каждой из них так и хочется крикнуть: — «Отомри!» Но как вы помните, кричать здесь нельзя.

Принимаете вы такой стиль или отвергаете, но надо признать, что Эмилю удалось найти собственный, узнаваемый «почерк». Я даже смею предположить, что он тайно разговаривает со своими «персонажами», из-за чего ему не хватает слов для публики. Действительно, ему удается найти моменты, когда кажется сама природа помогает добиться выразительности – ветер, облака, солнце.

Фотография, как подлинное искусство, является зеркалом, в котором отображается характер, душа и природа самого автора. Он обладает каким-то особым даром оказываться в нужном месте в нужное время. Чего стоят его гуси с мужичком (8), мужчина с женщиной из села Кондаково на обложке или мальчик под сеткой из Ивантеевки (27). Можно не останавливаться и продолжать перечисление. Автору очень точно удается передать колорит, иногда не веселых моментов той жизни, где оказывается он по собственной воле. Такое впечатление, что Эмиль Гатауллин ищет себе немых собеседников, с которыми находит контакт не посредством слов, а в силу своего «затворничества», своей природы. Каждого из нас родители наделили такими качествами, таким темпераментом, который не переделаешь и он находит себя в тишине навсегда забытых уголков, где визитной карточкой без натяжек можно считать опустившееся и спившееся население, обреченно-выживающее, влачащее свое существование. Где дети также возьмут у родителей «наследство», доставшееся им в свою очередь от своих родителей.

Берите билеты на поезд, будите и бейте в набат… или хотя бы сами побудьте немного там, но без «айфонов». Хоть на время попробуйте прожить и увидеть — как это делает Эмиль Гатауллин.

Текст Павла Горшкова (Москва)
Фотографии Эмиля Гатауллина (Москва)

Посмотреть полностью фотовыставку Эмиля Гатауллина «В поисках смысла»

Расскажите об этом в социальных сетях: