Ш АМАН чаще всего в прошлом сам пациент, сегодня ведет прием. Не только дома, в Туве. Просвещенные европейцы приглашают шаманов на семинары, критически исследуют их деятельность и способности, издают монографии и защищают ученые степени. Язык природы, не забытый шаманами, а может и придуманный ими заново (в СССР шаманы подвергались репрессиям, как и ведьмы в Средние века) помогает шаману занять сервисную нишу, доступную большинству населения по стоимости услуг и скорости результата.
Их работа пролегает в промежутке не только между рождением и смертью, но иногда, по желанию пациента и чуть дальше. Зачем-то нам всем хочется знать: а что будет потом? Поэтому без участия шамана и его расшифровок посланий «с того света», не проходит ни одно погребение или поминки. Это вполне земная процедура, которую можно заказать в офисе.
Шаман – это миф. И только в этом качестве он пригоден всем. Для веры. Для неверия. Для культа и его разоблачения. Априори удельный вес любого шамана древности тяжелее современного, ведь предполагается, что он сидел в тайге (в горах, в степи, у реки) без договоров “купли-продажи” услуг и без налога на добавленную стоимость. Пространство этого мифа – миры. Потусторонние. Нам никак не разобраться с нашим миром, но очень хочется заранее знать, что будет в том. Поэтому, шаманы живы. Они неистребимы. Они – наши страхи. Наши фантазии. Наша детская вера в вечность. И наше любопытство:
Книжный проект Саяны Монгуш, республика Тува
Проект был представлен в качестве дипломной работы в школе фотографии и мультимедиа им Александра Родченко, а также на фотовыставке в Московском Мультимедиа Арт Музеи (ММАМ)