М-Журнал представляет фотовыставку Анны Шустиковой, повествующую о «жизни человека», где главным предметом исследования, безусловно,  является рождение и смерть. Если границы творчества можно определить «человеческой жизнью», то каким образом определить границы фотографии как инструмента визуальной антропологии? Может ли фотография быть методом такого рода исследований? Является ли этот метод рациональным, основанный на фактах или фотография — всего лишь рефлексия иррационального, подсознательного и результат чувствований автора? 

02
Как написать о том, что не использует слов? Как рассказать о фотографии?
Фотография, фотограф, фотографирование фотографий… Ты идешь по улице, инстинктивно поглаживая, словно живую, спину своей камеры. В голове – пустота. Однако, глаз твой ежеминутно, ежесекундно, еже-все-время что-то выискивает, выстраивает, вымеряет. Это как танец: ты спокоен и в то же время напряжен каждым мускулом в ожидании нового па. Вдруг волна мурашек пробегает от глаза – или из самого сердца? – к кончикам пальцев, теперь главное – не опоздать: поймать волну, оседлать, сделать кадр.

Волна повторится, если, уже дома, ты разложишь свой дневной улов и поймешь: «Кадр есть». Но что это значит-то? Где таится «есть»? В сочетании линий, бликов, световых пятен? Нет же, разумеется, нет. И даже не в эмоциональных связях, не в смысловых рифмах – а они появляются, но откуда? Ведь во время работы ты и не думал-то толком, просто протекал через пространство.

Конечно, можно сказать, что ты выбираешь этот кадр из сотен других на основе тысяч чужих фотографий, чужих «есть» и чужих «нет». И это не кадр сам по себе обладает ценностью, но факт соответствия какому-то набору норм и правил, разрешенных стилистикой смыслов – то есть той или иной эстетической модели. И все же… Можно же сделать две фотографии, интимно близкие и смыслом, и формой, однако, одна запоет – а вторая, увы!

Хорошо, хорошо… Сойдемся на том, что для фотографии нужны мурашки, неописуемое, но при том чуть ли не физическое ощущение: «Есть», «Это», «То», «Вот оно!» И все же все это – нет, не ответ на поставленные где-то выше вопросы. Это опять о себе, о мурашках, о чувствах. Но для чего мурашки-то? Фотография существует зачем?

Не советую задаваться этим вопросом. А если он все же ни с того, ни с сего забредет в вашу голову, быстро проговорите, скороговоркой: «Я фотограф, исследую мир». И смиритесь, смиритесь с этим ответом навеки. Не пытайтесь разложить все по полочкам, атомам, пикселям. Удовлетворяет ли фотография каким-то критериям познания? О чем рассказывает, чему учит вас самих и зрителя? Забудьте все эти бесцельные вопросы. На самом-то деле она чаще обманывает, чем учит. Создает иллюзию понимания, видения, присутствия – когда в реальности передает лишь мурашки и какие-то не до конца продуманные, подсознательные идейки автора. Быть может, она учит нас сопереживанию, сочувствию, со-виденью – читай «совместному созерцанию»? Однако, в таком случае, не научит ли слово большему, чем чувственно-бессловесное фото? Тем более, к чему этому миру еще один фотограф, когда их и так – тьма?

Не задавайтесь этими вопросами, слышите, не задавайтесь! Фотография не рассудочна, она, как любовь, лишь тускнеет под напором анализа, фактов и слов. Как и любовь, она должна бурлить в венах, холодить кончики пальцев, окрашивать розовым щеки, перехватывать дыхание, учащать пульс, являться во снах наяву… А то, как и я, вы останетесь со словами, грузом мыслей, с «правильно» и «неправильно», «рационально» и «нет», с идеями, суждениями, наставлениями и важно поджатой нижней губой, однако, без единой мурашки. И фотография будет приходить к вам только ночью, в глубоком, глухом забытье – это от слова «забыть»: когда вы в кои-то веки оставляете рассудок и воссоединяетесь с таким же, как и суть фотографии, чувственно-бессловесным сердцем.

© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
028
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова

Фотографии и текст: Анна Шустикова

М-Журнал: Анна Шустикова родилась в 1992 году в Самаре. Детство провела в закрытом городе Заречный, Пензенской области. Участник Олимпиад России по физике и один из победителей. Продолжила образование в МФТИ. Работала в лаборатории газовых лазеров в ФИАНе. Страстное увлечение фотографией привели ее к попытке изменить профессию. Участвовала в семинарах Liberty.SU (Калининград, Москва) в 2013 году,  в 2014 -фотограф яхтенной фото-экспедиции «От Белого до Черного моря», часть фотографий из которой представлены на выставке. В настоящее время Анна Шустикова преподает физику в Москве.

Расскажите об этом в социальных сетях: