Некоторые недавние выставки и сетевые публикации проектов, связанных с постсоветским пространством — в свежем выпуске еженедельного «Фотообозрения».

Нелли Паломяки. «Сыны Нахимова»

В лондонской галерее The Wapping Project Bankside до 21 декабря выставлен проект «Сыны Нахимова» Нелли Паломяки, в рамках которого финский фотограф, выпускница Хельсинкского университета искусств и дизайна, продолжает свое изучение природы психологического портрета.

Первая работа серии была сделана в Петербурге осенью 2009-го. Оказавшись в Северной столице в качестве участницы групповой выставки, Паломяки увидела в одном из парков мальчика, одетого в форму моряка и сидящего на скамейке со своими друзьями. Сфотографировав его, Нелли позднее отправила готовый портрет юноше, но ответа так и не получила. Задумавшись о том, не затерялось ли ее письмо, она пустилась на поиски школы, при которой ее герой состоял, и выяснила, что это знаменитое Нахимовское училище. Для Паломяки, обычно имеющей дело с фотографированием детей, подростков и молодежи, это было идеальное место для работы.

Хотя первоначально фотограф проявила живой интерес именно к учебному учреждению, конечный результат ее проекта указывает в большей степени на характеры мальчиков-курсантов и их отношения, нежели рассказывает об их альма-матер. Как и в случае с другими сериями Паломяки, «Сыны Нахимова» — это максимально просто выполненные портреты (элементарный фон, несложная постановка света, мягкий черно-белый колорит). За границы снимка выведена вся лишняя информация, а в кадре остался только человек, уставившийся на фотографа. «Когда мы стоим с такими серьезными лицами, дыша одним насыщенным воздухом, мы понимаем, что никогда не рассматривали друг друга столь внимательно. Один из нас — ослепший и потерявшийся, не видящий собственного лица, а второй — отчаянно пытающийся уловить идеальный момент», — говорит Паломяки о процессе рождения психологического портрета и о диалоге между автором и героями съемки.

Серия на сайте галереи The Wapping Project Bankside

Ирина Рупперт. «Родина»

В 1976 году, будучи в семилетнем возрасте, Ирина Рупперт покинула Актюбинск в Казахстане и вместе с семьей переехала в Германию, сохранив, тем не менее, яркие воспоминания в родном городе и частично проведенном в деревне детстве. С распадом Советского Союза она периодически стала наведываться в любимые места, где сталкивалась с кардинальными переменами в общественной и политической обстановке, но в то же время находила и ту атмосферу, что была ведома ей с малых лет.

С 2006-го по 2010-й, прослеживая сложную историю своего семейства и изучая собственные корни, Рупперт побывала не только в Казахстане, но также в России, Болгарии, Румынии, Словакии, Польше и на Украине, всюду ощущая себя как дома, впитывая знакомые запахи еды и растений, наслаждаясь знакомыми же цветами и оттенками. В результате проект Ирины с лаконичным названием «Родина» обернулся актом рефлексии на тему того, что такое дом. Географическое ли это положение? Чувство ли? Или, может, желание соотносить себя с точкой на карте, в которой хочешь жить?

Вместе с тем серия, над которой работала фотограф, в формате дневника путешествий демонстрирует коллекцию сочных образов, прочно засевших в памяти Рупперт с детства. Казалось бы, ничто не связывает их между собой, и каждая фотография предстает кусочком большой головоломки, однако вместе они создают яркое и поэтичное полотно.

Выставка «Родина» Ирины Рупперт в настоящее время открыта в берлинской галерее Kominek Gallery и продлится до 21 декабря.

Фотоистория на сайте фотографа

Гера Артемова. «Космач»

На минувшей неделе GUP Magazine в разделе «Портфолио» опубликовал фотоисторию киевлянки Геры Артемовой «Космач» (среди других недавних достижений серии значится появление в программе слайд-шоу сентябрьского Bursa Photo Festival). Документальный проект, начатый фотографом пару лет назад, рассказывает историю гуцульской деревни в западной части Украины и о складывавшихся в ней веками традициях, в первую очередь праздничных обрядах навроде Меланки — вечера накануне наступления Старого Нового года.

«Космач» — насыщенное немыслимыми красками этнографическое фотоисследование, отдельные снимки которого так и хочется сопоставить с кадрами из параджановских «Теней забытых предков».

Фотоистория на сайте GUP Magazine

Текст: Анастасия Богомолова
Фото на обложке: Ирина Рупперт

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: