В центре внимания нового выпуска еженедельного «Фотообозрения» оказались последние сетевые публикации фотоисторий о постсоветском пространстве, обнаруженные на страницах “FotoVisura” и в фотоблоге журнала “Time”.

Валентина Куинтано. «Любили бы вы меня всю зиму?»

Итальянка Валентино Куинтано сняла историю не про Россию — так она заявляет. Россия стала для фотографа местом работы над проектом, а не объектом изучения, впрочем, нельзя не заметить, что пространство наложило свой отпечаток на атмосферу всей серии. Влияние полярных ночей и арктических дней на природу человеческих отношений — таким образом Валентина сформулировала тему своего фотоисследования, состоящего из двух частей. Автора не привлекал буквалистский подход к отображению жизни людей в нестандартных географических условиях. Гораздо более интересным фотографу представлялось размышление о темноте — внутренней и внешней. О том, как мрак проявляет себя в человеке.

Через сайт CouchSurfing (сообщество путешественников) Куинтано познакомилась с несколькими россиянами и отправилась сначала в Мурманск, где провела ноябрь и декабрь прошлого года, а позднее и в Воркуту, Салехард, Оленегорск, Ковдор, Полярные Зори, Кандалакшу и Зеленоборский, в которых жила в июле 2012-го. Итогом ее работы стала эмоциональная, выполненная в подчеркнуто грязных тонах серия, где романтизированная реальность сплетается с мифами, сформировавшими национальную идентичность.
Фотоистория на сайте FotoVisura

Диана Маркосян. «Прощай, моя Чечня»


При всем резонансе, который эта фотоистория вызвала своими неоднократными публикациями за рубежом (The Washington Times, The USA Today, TIME LightBox, PDN Photo of the Day и т. д.), в России она до сих пор не получила в полной мере ту долю внимания, коего заслуживает. Впрочем, как и многие другие проекты на схожую тематику.

Диана Маркосян (родилась в СССР, ребенком переехала в США, где и получила образование, окончив Высшую школу журналистики Колумбийского университета) подошла к чеченскому вопросу не с привычной позиции освещения послевоенной жизни, хотя, безусловно, этот мотив тоже имеет место быть. Более полутора лет фотограф работала в северокавказской республике, сконцентрировавшись прежде всего на проблемах здешних девушек, на фоне волны исламизации оказавшихся в условиях декларации жестких ограничений по отношению к женщинам. По словам Маркосян, даже самые невинные поступки могут означать для юных чеченок нарушение закона. За курение девушка может попасть под арест, за добрачную связь с парнем — лишиться жизни. По сведениям журналистки, за последние пять лет в районе Грозного и окрестных сел были обнаружены убитые молодые женщины, о которых президент Чечни Рамзан Кадыров публично высказался как о «морально распущенных». Среди местных жителей, тем не менее, эта тема остается в зоне табу.
Фотоистория на сайте FotoVisura

Даниэль Халас. «Семья»


Фотограф-концептуалист из Будапешта Даниэль Халас не раз применял метод мимикрии в работе над своими проектами. В 2008-м, например, он исследовал идею дружбы: встречался на улицах венгерской столицы с неизвестными ему прохожими и договаривался с ними о совместной съемке, в рамках которой, одевшись подобно своим героям, обнимался и братался с незнакомцами, пытаясь воссоздать в кадре иллюзию товарищеских отношений. Для серии же «Семья», тоже явно не лишенной иронии, Халас отправился в Удмуртию, Марий Эл, Башкортостан и Татарстан. В каждой из республик его интересовали представители удмуртской народности, которая вместе с венграми принадлежит к одной языковой группе — финно-угорской. Отталкиваясь от этого факта, Даниэль совершил акт «возвращения блудного сына в отчий дом». В результате получилась серия простых семейных портретов, на которых фотограф позирует рядом со своими удмуртскими «родственниками» на обязательном для такого случая диване.
Серия на сайте FotoVisura

Катрин Волкофф. «Мои белорусские невесты»


Еще одно изыскание на тему семьи, только на этот раз с более обстоятельным посланием. Некогда профессор колледжа, где Катрин Волкофф получала образование, регулярно сравнивал будущего нью-йоркского фотографа с белорусской девушкой, изображенной на карте, которая висела на кафедре истории учебного заведения. Примечательно, что семья уроженки Индианы действительно была родом из восточноевропейской республики, откуда эмигрировала в 1906 году. Катрин, правда, выросла, не считая себя частью той культуры, однако ее отношение к этому вопросу изменилось со смертью отца в 2010-м. Тогда Волкофф, вдохновляясь идеей формирования абстрактного генеалогического древа, отправилась в Белоруссию, где в течение десяти дней сфотографировала пятьдесят женщин, в образах которых искала знакомые черты самой себя.

«Это вроде как найти большую семью, которая не существует, — комментирует Катрин свой проект. — Это невероятный взгляд на процесс старения — увидеть женщин, которые не были моими родственниками, но выглядели очень похожими на меня».
Серия в фотоблоге LightBox журнала Time

Текст: Анастасия Богомолова
Фото на обложке: Диана Маркосян

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: