Кинорежиссёр и художник Сергей Иосифович Параджанов. Автор поэтических фильмов, многочисленных сценариев, рисунков, коллажей и ассамбляжей. Человек безумно захватывающей судьбы. Одна из самых творческих личностей двадцатого века, с кем и мне посчастливилось быть знакомым. Каждый день общения с этим удивительным человеком был настоящим праздником. В 2014 году был издан фотоальбом, сделанный на основе моей книги «Сергей Параджанов Хроника диалога». В него добавлена одна мистическая история с фотографией Сергея Параджанова, которая была снята в Ереване во время его похорон. Примечательно, что только после опубликования «Хроники диалога», спустя более 20 лет после съёмки этого кадра, я обратил внимание на одну очень важную деталь. Тайна мистической фотографии раскрыта в конце книги «Сергей Параджанов в фотографиях и рассказах Юрия Мечитова». Начало ноября 1978 года В конце 1977 года кинорежиссер с мировым именем Сергей Параджанов вернулся в свой родной город Тбилиси после четырехлетнего пребывания в трудовом лагере на Украине. Я о нем вообще не слышал и, естественно, не видел ни одного его фильма. Незадолго до встречи с Параджановым, я с моим другом Марком Поляковым сняли фильм, который в драматической форме повествовал о жизни учительницы русского языка и литературы Нины Иосифовны Козловской. Вот мы и решили пригласить Параджанова в нашу любительскую киностудию и показать ему этот фильм. Так состоялась эта встреча, просмотр, знакомство.Наш фильм ему понравился, и мы были счастливы. К тому же оказалось, что Нина Иосифовна была школьной учительницей Параджанова. Среди других фотографий была снята и эта фотография, позже умело откадрированная Марком. Параджанову она очень понравилась, и он сразу же окрестил ее новой Джокондой. 30 сентября 1979 года К Параджанову всегда приходило много гостей, и он их радушно встречал. Но на этот раз, у обшарпанного входа в свой внутренний дворик, Сергей Параджанов устроил настоящее театральное представление в честь труппы прославленного московского театра на Таганке, приехав- шего в Тбилиси на гастроли. Среди элементов декорации – соседский малыш, грузинский национальный костюм,связка бубликов, люлька, черный пудель нашей режиссерши Тани Бухбиндер, старинный зонтик актрисы Аллы Демидовой, подаренный ей в тот день Сергеем. За веселой встречей последовал роскошный прием в видавшем виды дворе. Вина, сыра и фруктов хватило на всех. 15 мая 1981 года Было часов 11 утра, когда я навестил Параджанова. У Сергея дома гостили две сотрудни- цы Ленфильма“ – цветоустановшицы по профессии, они занимались печатью копий фильма “Цвет граната”. Мы все месте спустились к улице Арсена и завернули на Тхинвальскую. Я думаю, что Параджанов давно вынашивал этот замысел. “Вот отсюда самый лучший вид на святую гору Мтацминду, и будет прекрасный кадр”- произнёс маэстро и указал мне место, откуда я должен был снимать будущий шедевр. Сергей расставил поодаль цветоустановщиц, нашел и себе место и велел снимать. Я фотографировал тогда простеньким “Зенитом”. Неожиданно Сергей с удивительной для него лёгкостью подпрыгнул, потом второй раз, третий… Именно третий дубль получился наиболее удачным. Параджанов назвал его “кадром века”, посвятив этому снимку коллаж, “я – полётом черного ворона“. 6 января 1982 года На квартире у старых друзей Сергея Нэлли Долидзе и Юры Барабадзе я был свидетелем необычного диалога. За столом, накрытым к чаю, сидели трое, двое великих – Андрей Тарковский и Сергей Параджанов, а также соседка Сергея – Русико, бывшая танцовщица. Сергей: “Ты, Андрей, несомненно, талантливый режиссер, очень талантливый, но… не гениальный”. Лицо Тарковского приняло вопросительно-заинтересованное выражение. “Потому что ты не гомосексуалист и никогда не сидел в тюрьме”, – разъяснил Параджанов. Rонец декабря 1983 года, Каспский район Такими я увидел их в тот промозглый зимний день, когда Сергей Параджанов и его родственник, художник Александр Джаншиев, вместе брели по заброшенному кладбищу. У обоих глаза получились закрытыми. В 1993 году, когда их уже не было в живых, готовя этот снимок для выставки, я впечатал туда тяжелые грозовые облака, как это сделал в своё время фронтовой советский фотограф Дмитрий Бальтерманц в известном снимке под названием “Горе”. Тогда было много разговоров о правомерности такого вмешательства. Сам Параджанов, конечно, предпочёл бы правду образа правде факта. 30 сентября 1987 года Это фото снято в рабочей комнате Сергея. Параджанов позирует мне на фоне „Красавицы из Ортачала“ (район старого Тбилиси) – копии работы художника Нико Пиросмани. Скоро должны были начаться съемки нового фильма „Ашик- Кериб“ по одноименной сказке М.Ю.Лермонтова. Очень сожалею, но я не смог тогда договориться с Параджановым насчет моего участия в этом фильме, в отличие от «Сурамской крепости», где я работал художником-фотографом. 24 февраля 1988 года Перед административным зданием киностудии “Грузия – фильм” мне удалось заснять забавные и немного двусмысленные фотографии Сергея с манекеном. Снято было несколько кадров, этот оказался наиболее динамичным. Позже этот манекен перекочевал к нему домой, где Параджанов любовно одевал и наряжал его. Июль 1989 года В начале июля Параджанова оперировали в Москве, в Первой городской больнице. Мне удалось полететь в Москву и проведать Сергея Иосифовича. Параджанов долго не вставал, затем как-то неловко поднялся, вышел на балкон и позвал меня. Затем театральным жестом распахнул сорочку и показал место, откуда было удалено пораженное легкое. С одним легким, также пораженным метастазами, ему оставалось жить еще один трудный год. С этой фотографией произошла удивительная, прямо таки мистическая истории [подробности в печатном издании книги] Мои действия, при всей их абсурдности с научной точки зрения, один к одному повторяли движения главного героя в фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» – “Blow Up”. Фотографии и текст Юрия Мечитова ДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ – ДЕЛАЙТЕ МИР СВОБОДНЫМ: