В объективе нового фотообозрения — книга польского фотографа и журналиста, посвященная Большому террору в СССР, фотоистории из России, победившие на китайском конкурсе, а также серия петербургского фотографа, претендующая на грант «Фотографического музея человечества».

Книга: «Большой террор в СССР»

Фото © "La Grande Terreur"

Во французском издательстве с красивым названием «Черное на белом» (Noir sur Blanc) вышла книга польского фотографа и журналиста Томаша Кизны, посвященная памяти жертв Большого террора 1937-1938 годов, над которой автор работал в течение последних пяти лет на территории России, Белоруссии и Украины. Книга состоит из двух частей: архивной и современной. В первой представлены портреты расстрелянных (из архива «Мемориала» , Государственного архива Российской Федерации и личных архивов). Рассматривая фотографии и вглядываясь в лица людей, можно определить, сделаны были снимки сразу после ареста или непосредственно перед расстрелом: недоумение и страх сменяются леденящим кровь ужасом от осознания обреченности.

Во второй части альбома представлены современные фотографии, сделанные Томашем Кизны на местах массовых захоронений во время большого количества поездок, совершенных им за годы работы над проектом: «Я хотел показать также топографию террора, его географический размах, поэтому посетил много мест, включая самые отдалённые — Сахалин, Владивосток, Иркутск, Томск, Челябинск, Сыктывкар, Воркуту. Это стало также моим личным паломничеством по этим местам. Конечно, обнаружение места захоронения необычайно важно для коллективной памяти, но для памяти индивидуальной – это как возвращение достоинства людям, которых палачи лишили даже права на могилу».

Одно из таких мест представлено, например, на этой фотографии. Безупречно выполненная в пейзажной традиции работа, центральный компонент композиции которой — три сплетенных между собой белым лоскутом дерева. Фотографию вполне возможно представить в коллекции какой-нибудь фотогалереи или на арт-ярмарке, она приковывает внимание и безотносительно контекста благодаря слаженной стройности организации пространства изображения — но совершенно по-другому начинает воздействовать после того, как образ обретает и контекст. Киев, Быковня. Одно из крупнейших в своем роде кладбищ на Украине, где покоятся останки от 30000 до 100000 людей, расстрелянных во времена сталинских репрессий.

Хочется надеятся, что книга польского фотографа, посвященная одной из самых замалчиваемых в России тем — теме сталинских репрессий и Большого террора, будет издана не только во Франции и на французском, но в России и на русском языке. Это важно не только для памяти — как коллективной и индивидуальной, но и для обретения собственного достоинства, которое можно сохранить, только не боясь смотреть в истинное лицо истории собственной страны и государства.

Подборка фотографий из альбома «Большой террор» в Le Journal de la Photography
Книга на странице издательства Noir sur Blanc

Конкурс: «Русские на китайском пресс-фото»

Фото © Алексей Куденко

Среди победителей и получивших упоминание жюри на китайском международном конкурсе пресс фотографии (China International Press Photo Contest) в этом году на удивление много российских имен — меньше чем китайских, но все же. С чем это связано — остается только гадать: то ли с любовью китайцев к России, то ли с возросшим влиянием Китая на мировой фотографический рынок и связанным с этим фактом желанием все большего количества фотографов участвовать в этом ежегодном фотособытии, а может быть просто с тем, что минувший годв России был просто богат на события. При всем при этом сразу бросается в глаза тот факт, что категория «Искусство, культура, развлечения» (серия) почти вся посвящена России — золото у русского балета, правда снятого польским фотографом, бронза — у Pussy Riot глазами Сергея Пономарева , специального же упоминания в этой категории удостоилось фотографии Вовы Поморцева о все больше набирающем в последние годы явлении — славянском неоязычестве.

В «новостных» номинациях выделяются не получившие призов, но удостоенные специального упоминания жюри черно-белые истории Марии Плешковой — довольно мрачная серия про последствия наводнения в Краснодарском крае и собранный из отдельных фотографий рассказ, главным действующим лицом которого (даже при условии отсутствия на снимках) является Владимир Путин. В категории «Природа, окружающая среда» (серия) серебро у фотографа агенства РИА Новости Алексея Куденко, которое он получил за довольно странно обработанные фотографии про переезд эвенов — членов родовой общины «Анекман» — на новое стойбище. Снимки объединены в фоторепортаж под загадочным названием «Дорога в никуда». Бронза — опять-таки у Сергея Пономарева. Снятые за несколько дней во время поездки фотографа по Кемеровской области фотографии связаны между собой проблематикой непростой жизни в так называемых моногородах, хотя это следует скорее из текстового описания фотосерии, нежели из представленных на конкурс фотографий.

Список победителей China International Press Photo Contest

Грант: «Фотографический музей человечества»

Фото © Татьяна Палыга

Среди финалистов, претендующих на грант «Фотографического музея человечества» («Photographic Museum of Humanity») довольно неожиданно, но вполне на волне «мэйнстрима», оказалась фотоистория челябинско-петербургского фотографа Татьяны Палыги под названием «Бесцветные дни». Фотографии были сделаны автором в 2010 году, когда она работала в отделе продаж на заводе, производящем напитки. Снятые в столь модном сейчас стиле «мыльница со вспышкой» кадры выстраиваются в ряд хаотичных цветовых пятен, призванных хоть каким-то образом окрасить бесцветно-монотонную, унылотекующую офисную жизнь и подчеркнуть ее абсурдность.

Примитивизм, минимализм, абстракционизм — вслед за Мартином Парром (который, кстати, является членом жюри и принимал решение о выборе финалистов) тенденция расползлась по всему миру и закралась даже в столь отдаленные места, как завод по производству напитков города Санкт-Петербурга. Хорошо это или плохо — сложно сказать, но тот факт, что сегодня любой человек, обладающий даже самым примитивным средством фотофиксации и умеющий написать то, что называется «концепция проекта», может создать произведение, претендующее на получение фотографического гранта и право называться произведением искусства — неоспорим.

Серия на сайте «Photographic Museum of Humanity»

Текст: Катя Богачевская
Фото на обложке: Томаш Кизны

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: