«Фотообозрение» возобновляет свое вещание после зимних каникул. В свежем выпуске рубрики — взгляд на первые в 2013 году сетевые публикации фотосерий, связанных с постсоветским пространством.

Томер Ифра. «Московское метро»


Много историй сказано о московском метро; еще одну в довесок к прежним снял Томер Ифра. В российскую столицу израильский фотограф приехал впервые зимой прошлого года, и пары визитов в местную подземку ему хватило для того, чтобы начать свою документальную серию о ней. Шумное московское метро, только за день перегоняющее по своим венам-поездам около шести с половиной миллионов представителей различных социальных эшелонов, стало для Томера поводом исследовать контрасты, характерные этому миру плохо освещенных станций и переходов. Не лишая ее определенной доли романтического флера, Ифра сфотографировал подземку, продемонстрировав и ее виртуозные настенные мозаики, и грязный кафель, он выхватил из полутьмы как бедно одетых горожан, так и модников, возвращающихся домой с дорогими покупками. По его признанию, Томера как раз привлекло то здешнее многообразие типажей, которое редко где еще можно встретить в Москве. Фотоистория израильтянина выполнена в довольно мрачных тонах, создающих на изображениях такую атмосферу, что заставляет думать, будто сделаны были снимки не в 2012-м, а где-то в середине 1990-х.
Фотосерия на сайте журнала GUP Magazine

Сергей Мельниченко. «Шварценеггер — мой кумир»


Голые стены с облупившейся краской, скромные спортивные снаряды, набор фотокарточек с торсом знаменитого австрийского бодибилдера и обнаженные, порой весьма щуплые тела нескольких пареньков — серия «Шварценеггер — мой кумир» украинского фотографа Сергея Мельниченко проста, почти безыскусна в исполнении. Но эта ее незатейливость, даже некоторая наивность не может к себе не расположить. Мельниченко, сам живущий в Николаеве, рассказал в собственном проекте историю нескольких своих молодых земляков — ребят, увлекающихся бодибилдингом, легкой атлетикой и акробатикой. Для каждого из них спорт — это не хобби, а нечто поважнее. «Ежедневный режим и тяжелый труд — то, что ведет меня к успеху», — говорит один из героев серии, продолжая свои рассуждения словами о стремлении стать кем-то большим, чем «рядовой представитель социума». «В моем спорте я выкладываюсь на максимум, потому что хочу достичь вершины. Пусть не на пьедестале, а над собой».
Фотосерия в Le Journal de la Photographie

Мари Бешо. «Украина»


Другая свежая публикация онлайн-издания Le Journal de la Photographie продолжает украинскую тему. Мари Бешо, вообще-то говоря, режиссер-документалист и специализируется на фильмах о всяческих неврологических расстройствах, но в бывшую союзную республику она прибыла в качестве фотографа. Задачу француженка ставила себе изначально весьма тривиальную — сделать современный портрет страны. Но, как Бешо сама признается, у нее получилась серия не про сегодня, а про вчера, которое в дальнейшем, по словам фотографа, позволит познать завтра. Работая в 2009—2010 годах в разных регионах Украины, Мари повсюду старалась снять такие кадры, на которых люди представали бы словно застывшими фигурами-метафорами, персонажами, находящимися вне конкретного момента. «Я путешествовала назад во времени, чтобы открыть другую эпоху», — говорит Бешо.
Фотосерия в Le Journal de la Photographie

Марек Змутски. «На окраинах»


«Их основные черты — бетонная архитектура, городские жители, не извлекшие выгоду из перемен, малоимущие туристы и ощущение того, что нечто миновало, а ничего другого на смену не пришло», — 43-летний варшавский фотограф Марек Змутски именно в таком ключе описывает свои впечатления от приморских территорий бывшего СССР. С 2005 по 2011 год он разъезжал по регионам вблизи Белого, Черного, Азовского и Балтийского морей, исследуя эти районы, в советскую эпоху бывшие средоточием различного рода деятельности — военной, промышленной, рекреационной, — но с приходом перестройки отошедшие нескольким странам и оказавшиеся, по выражению фотографа, «на краю реальности».
Фотоистория в онлайн-журнале doc! photo magazine (стр. 103—126)

Дана Поупа. «Не Наташа»


Несомненно, «Не Наташа» — самая известная фотосерия из попавших в сегодняшний обзор. Она уже несколько лет собирает урожай наград и благожелательных откликов всяческих представительных благотворительных организаций, а в 2009-м проект получил свое книжное воплощение. Впрочем, шлейф общественного признания и внимания не мешает вновь обратить свой взор на работу молдавского фотографа Даны Поупы, тем более что аналогичных историй снято достаточно ограниченное количество.

«Не Наташа», начатая ее автором в 2006 году, повествует о молодых женщинах, ставших жертвами секс-торговли — прибыльного на восточноевропейской территории бизнеса, расцветшего в конце 1980-х. В процессе работы над проектом Поупа познакомилась с семнадцатью девушками, выдержавшими подобное испытание и согласившимися поведать о случившемся с ними. Кто-то из героинь пустил Дану в свою жизнь на несколько недель, другие — только на пару часов, рассказав о том, как знакомые, друзья, женихи и даже родственники продавали их сутенерам за 200, 500, 2000 долларов, в зависимости от того, насколько привлекательными казались женщины.

Хотя основа у исследования была вполне журналистская, фотограф сняла свою серию не в прямом документальном ключе, а сумела соединить тактичные портреты девушек с тонкими визуальными образами-деталями и краткими, но емкими рассказами из уст персонажей.
Фотосерия и подробное интервью с автором в блоге Feature Shoot

Текст: Анастасия Богомолова

Расскажите об этом в социальных сетях: