В объектив первого «Фотообозрения» попали связанные с постсоветским пространством проекты четырех авторов из топ-50 престижного портфолио-ревю Critical Mass 2012.

В ближайшее время американская некоммерческая организация Photolucida объявит победителя своего ежегодного ревю Critical Mass, которое организуется в онлайн-режиме при участии десятков ведущих экспертов фотографии, оценивающих портфолио двух сотен авторов из числа тех, кто прошел предварительный отбор. Опережая оглашение имени призера, «Фотообозрение» просмотрело топ-50 лучших фотографов нынешнего конкурсного сезона и обнаружило в нем четыре проекта, исследующих постсоветское пространство и, стало быть, попадающих в сферу интересов новой рубрики М-Журнала.

Федор Савинцев. Портреты ребят из русской провинции

Единственный отечественный фотограф в топ-50 участников Critical Mass 2012, Федор Савинцев был отмечен международным жюри портфолио-ревю за свою серию портретов юношей из российской глубинки. Впервые опубликованная в 2009 году в «Русском репортере», она с того времени не давала о себе знать (по крайней мере иных упоминаний проекта мы больше не встретили) и выплыла на поверхность в связи с упомянутым конкурсом. Выполненная в довольно классичном ключе, эта серия объединяет изображения подростков, которые, сопротивляясь неблагоприятным жизненным обстоятельствам и нищете, изо всех сил работают над собой и стремятся стать хорошими ребятами. «Спорт, искусство, музыка, сельское хозяйство, историческая реконструкция — эти непопулярные среди их сверстников занятия интересуют их больше, чем алкоголь, наркотики и бандитизм, — объясняет сам свой проект Савинцев. — Они являются белыми воронами среди представителей вырождающегося поколения России. Они считают, что могут сделать наш мир лучше. Они не хотят жить так, как их родители. Они верят в свободу».
Конкурсная подборка работ Федора Савинцева

Надя Саблин. «Алеховщина. Две сестры»

Саблин, рожденная в СССР, но в 12-летнем возрасте переехавшая в США, где она получила художественное образование, в последнее время живет между Бруклином и Петербургом, снимая простую и личную историю про двух своих теток, обосновавшихся в старом деревенском доме в Алеховщине, Ленинградская область. В 1950-х эту избу на нынешнее место в разобранном виде сплавил по реке Оять дед фотографа, желая воссоединиться с многочисленными родственниками. Здесь же, прежде чем уехать в большой город, вырос отец Нади и его братья и сестры. Спустя полвека Алефтина и Людмила, никогда не выходившие замуж, живут в своем родном доме в теплое время года: сажают картошку, носят воду из колодца, колют дрова, шьют одежду. В серии «Две сестры» Саблин фиксирует эпизоды сегодняшней жизни своих теток и исследует собственные детские впечатления от них. «Мои воспоминания, — говорит Надя, — играют большую роль в фотографиях, что я сейчас снимаю, придерживаясь традиций, которые прошли через несколько поколений и утрачиваются в большей части России».
Конкурсная подборка работ Нади Саблин

Мила Тешаева. «Воды надежд» (Promising waters)

Еще один участник нынешнего Critical Mass, имеющий за плечами постсоветское прошлое, Мила Тешаева (уроженка Украины, она живет в Берлине) и в своих фотопроектах пристально изучает насущные для бывших союзных республик проблемы. Не первый год она работает в прикаспийском регионе (тема, привлекающая многих современных зарубежных авторов), и в центре ее новой серии находятся Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Располагая немалыми запасами нефти и газа, с распадом СССР все три молодые страны столкнулись с проблемой определения себя как независимых государств, пишет Тешаева. Поиски национальной идентичности сопровождаются здесь уничтожением видимых признаков прошлого и приукрашиванием реальности. Именно вопросы, касающиеся этого, а не сформированные уже утверждения занимают ее как фотографа, замечает сама Мила. Впрочем, визуальный язык проекта «Воды надежд», замеченного жюри портфолио-ревю, указывает скорее на вполне ощутимые многоточия, нежели на вопросительные знаки.
Конкурсная подборка работ Милы Тишаевой

Икуру Куваджима. «Балхаш»

Японец по происхождению, Икуру Куваджима после обучения в Университете Миссури жил в Румынии и три года на Украине, а с 2010-го обосновался в Алматы и снимает главным образом в Центральной Азии. Его долгосрочный проект «Балхаш», с которым фотограф оказался в топ-50 Critical Mass, посвящен исследованию района, бывшего частью полигона Сары-Шаган. С 1956-го тот принадлежал Советской армии и использовался для испытаний баллистических ракет. С распадом СССР большинство семей покинули этот регион, в степи и вдоль берега озера Балхаш брошенными остались дома и военные объекты. Оставшиеся же люди пытаются справиться с экономическим бедствием и плохой инфраструктурой, сводя концы с концами. За этим довольно стандартным изложением серии, опубликованным на сайте портфолио-ревю, скрывается, тем не менее, лиричная фотоистория семьи Соколовых, живущей в бараке близ Сары-Шагана. С героями проекта Икуру познакомился в 2011 году. «Мне было интересно узнать, почему и как они жили в этом районе на протяжении многих лет. Они рассказали мне, что обитают здесь, потому что у них нет квартиры и какой-либо работы в городе, и они хотели бы быть сами по себе».
Конкурсная подборка работ Икуру Куваджимы

Текст: Анастасия Богомолова
Главное фото: Мила Тишаева

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU 

Расскажите об этом в социальных сетях: