Новый выпуск еженедельного «Фотообозрения» — о постсоветском следе на выставке Paris Photo, одного из ключевых фотографических мероприятий Европы.

Только-только в столице Франции завершила свою работу четырехдневная выставка Paris Photo — одно из крупнейших европейских мероприятий, посвященных современному и классическому фотоискусству. Нынешняя, шестнадцатая по счету, ярмарка, по обыкновению, продемонстрировала обзорную картину рынка художественной фотографии, сплотив в единую программу портфолио-ревю, экспозиции от 128 галерей со всего мира, презентации издательств, специализирующихся на выпуске фотокниг, и многое другое.

В разных событийных блоках Paris Photo дали о себе знать проекты, связанные с постсоветским пространством, а значит, не могущие не попасть в поле зрения рубрики «Фотообозрение». В том или ином виде каждая из описываемых серий уже оказывалась в центре внимания: Дональд Вебер взял со своими «Допросами» первый приз в категории «Портреты» на последнем World Press Photo; «Парусники и лебеди» Михаль Челбин широко публиковались и недавно изданы в виде книги, а «Семь комнат» Рафала Милаха получили уже и русскоязычную печатную версию. Тем не менее не лишним будет снова остановиться на этих сериях, столь отличных друг от друга по своему визуальному решению.

Дональд Вебер. «Допросы» (Interrogations)

Теплый розовый колорит. В кадре — почти пустое помещение, заплаканные или испуганные лица, недоуменные взгляды, и только на одной карточке очевидно присутствие следователя, приставившего пистолет к виску своей жертвы. Из мебельной обстановки — вытертый стул и грубый деревянный стол. В качестве фона — обои с пионами или тривиальными абстрактными узорами. Канадский фотограф Дональд Вебер, и ранее много работавший в бывших союзных республиках, снял в России и Украине изящно простую серию портретов мужчин и женщин во время их допроса в комнате дознания. Наиболее ожидаемый вариант прочтения истории: проявление полицейского государства в странах, где были сделаны кадры. Но обвинительное заключение в адрес этики поведения служителей правопорядка на постсоветских территориях — это далеко не ключевой посыл проекта. Сам фотограф, потративший на свои «Допросы» около шести последних лет, был заинтересован в идее продемонстрировать примитивный и жестокий жертвенный ритуал власти, характерный для любого из государств, где, попав под прицел закона, каждый человек способен почувствовать себя бессильным.

Книга Interrogations, вошедшая в шорт-лист премии Photobook Awards (ее результаты как раз были объявлены в рамках Paris Photo), издана под бесхитростной обложкой в виде картонного конверта, внутри она, однако, скрупулезно выстроена, имеет пролог и внушительную повествовательную структуру.
Фотоистория на сайте агентства VII

Михаль Челбин. «Парусники и лебеди» (Sailboats and Swans)

В продолжение темы «Человек и закон». В течение трех лет, с 2008-го по 2010-й, израильский фотограф Михаль Челбин в сотрудничестве со своим супругом и сопродюсером снимала тюрьмы опять же в России и на Украине. Начиная работать над проектом, она ожидала увидеть в колониях серый бетон и стальные двери, а оказалась среди обоев с тропическими рисунками, столов, покрытых кружевными скатертями, и мебели, выкрашенной в сочные синие и зеленые цвета. «Парусники и лебеди» — это серия психологических, отсылающих к эстетике голландской живописи, портретов обитателей тюрем, заключенных и работников пенитенциарной системы. В отличие от Вебера, Челбин не выказывает на своих фотографиях эмоции. Напротив, она выхолащивает всякое их присутствие, пристально, почти медитативно вглядываясь во всякого из своих персонажей, превращая собственные снимки в созерцательное действие.

Одноименная книга фотографа была издана Twin Palms Publishers в самом начале этого месяца, однако на Paris Photo проект был представлен в выставочном формате на площадке галереи Andrea Meislin Gallery.
Серия на сайте фотографа

Рафал Милах. «Семь комнат» (7 rooms)

Дано: три города (Москва, Красноярск, Екатеринбург) и семь очень разных героев (от настоящего сибирского мужика до работающего трансвеститом уральского семьянина), рожденных в советскую эпоху, взрослевших в перестроечное время и живущих ныне, в России современной, путинской.

«Семь комнат» польского фотографа Рафала Милаха — это 57 снимков, сопровожденных на 152 страницах выдержками из прямой речи исследуемых автором персонажей. В качестве пролога — говорящие отрывки (про то, как невозможно разлюбить марши, Сталина и кубинскую революцию) из романа «Зачарованные смертью» белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Это не обширное повествование о сегодняшней стране — сам Милах это подчеркивает, — а только собранная из нескольких миниатюрных историй мозаика. «Самое главное для меня — показать, какова жизнь моих героев. И я не могу сказать, что так выглядит жизнь России, но я так ее чувствую. Я не хотел, чтобы получилась конфетка или грязь, старался быть объективным. Постоянно боролся со стереотипами, ведь у зрителей уже есть определенное восприятие страны. Я не говорю, что сделал портрет поколения, это неправда. Можно много еще кого добавить, но это уже не моя история».

Книга «Семь комнат» также претендовала в этом году на Photobook Awards и, кстати, ранее уже была отмечена премией Photography Book Award на конкурсе Pictures of the Year International.
Серия на сайте фотографа

Текст: Анастасия Богомолова
Главное фото: Дональд Вебер

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: