В новом фотообозрении М-Журнала представлены серии фотографий, сделанные на территории бывшего СССР и отправленные на престижный конкурс «Leica Oskar Barnack Award», прием заявок на который был закончен 1 марта 2013 года.

Фотографы, работающие на территории бывшего СССР и желающие получить международную премию в виде 5000 Евро и камеру Leica серии M, нашлись в девяти бывших республиках из пятнадцати когда-то существовавших. В конкурсе не представлены территории Эстонии, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Туркменистана и Таджикистана.

Из Казахстана участвует всего лишь один фотограф родом из Японии — Икуру Куваджима, который не первый год путешествует по бывшим советским республикам. О его «казахских панорамах» уже говорилось в одном из наших фотообозрений.

Территорию Киргизии представляет фотограф российского происхождения Георгий Колотов, проживающий в Бишкеке, с фотоисторией о казаке Михаиле Демченко. Однако не слишком понятно, каким образом в Киргизии оказался казак, чем он там занимается кроме культивирования своего огорода и почему не состоит на «государевой службе в Российской империи». Киргизский же фотограф Малик Алымкулов не очень уверенно пытается рассказать о проблемах пожилых людей в республике в серии  «Покинутые и забытые старики» .

Армению представляет Назик Арменакян с серией «Транссексуалы» («Transgenders»), рассказывающей о жизни ЛГБТ-сообщества Армении. Фотограф Татевик Варданян, в свою очередь, пытается рассказать нам о медеплавильном заводе в горах Армении.

Из Узбекистана тоже двое участников конкурса: один из них популярный в сетевом сообществе фотограф Анзор Бухарский, который представил некоторые из своих известных фотографий из «цыганской серии» (большая фотовыставка Анзора, а также интервью с ним были опубликованы в М-Журнале). Для презентации же серии на конкурсе «Leica Oskar Barnak» фотограф выбрал довольно странное название — «Цыгане — дети природы» («Gypsies are chidren of nature»). Вполне возможно, что в переводе на узбекский язык это может означать и признаки урбанизации у детей узбекской национальности — как это, например, показано в серии другого фотографа Ольги Фединой (Узбекистан), повествующей о проблеме Аральского моря на уровне «детских игрушек» («Toys of Aral Sea»).

Республика Литва, слывущая во времена СССР «фотографической», на конкурсе представлена всего четырьмя сериями — «квадратами», выполненными в ныне популярной про-западной манере фотоискусства.

Латвия представлена семью фотографами,

Фото © Алнис Стакле

среди которых выделяется Алнис Стакле с известной серией о городе Даугавпилсе, названием для которой выступает аббревиатура «LSD». Именно этот психотропный наркотик, по мнению автора, оказывает влияние на «иррациональность и галлюцинаторное качество» пейзажей городской среды. Известно, что употребление ЛСД может вызывать «визуальное искажение» окружающей действительности. Однако стоит отметить, что сам фотограф в употреблении наркотика замечен не был.

О брасткой республике Беларусь рассказано в двенадцати сериях, при этом любопытно отметить, что девять из них — черно-белые. В цветной же фотоистории Дмитрия Лельчука

Фото © Дмитрий Лельчук

«Дауншифтинг в Беларуси» («Downshifting in Belarus») показан «протест против идеалов» не в виде характерных политических демонстраций за или против режима Лукашенко, а как протест против «идеалов общества потребления», которые приводят к «отчуждению человека от его человеческой сущности».

Об Украине также рассказывают серии двенадцати фотографов-участников конкурса. Среди них — уже представленные в М-Журнале фотоистории Максима Дондюка (Умань), Артура Бондаря (Чернобыль). Но достаточно большой и многолетний проект «Плодовитость» (фертильность) Ирины Рузиной был впервые замечен мной лишь на конкурсе «Leica Oskar Barnack».

Фото © Ирина Рузина

В серии предпринята попытка найти «секретные связи» между «женщиной-матерью» и «природой-матерью», результатом взаимодействия которых является необходимое и достаточное условие «плодородия». Поскольку в серии практически нет фотографий мужчин и их «тайн плодородия», то логично считать эти черно-белые работы проявлением одной из форм феминизма в арт-фотографии, где до сих пор пропагандируется «культ красоты женского тела» — естественно в исполнении фотографов-мужчин.
Посмотреть полную версию проекта «Плодовитость» на личном сайте фотографа

Больше всего участников конкурса — с территории России (81). Думается, не только потому что она самая большая на просторах бывшего СССР, но и так как единственная на пост-советском пространстве, где камера Leica официально представлена в самых разных своих эпостасиях, начиная от магазинов и заканчивая образовательной программой Leica-Академия. Результаты «агитации и пропаганды леечников» в России стали заметны в том числе и на официальном конкуре «Leica Oskar Barnack», чего не наблюдалось ранее.

Однако и из России в основном представлены известные серии и не менее известные фотографы как до 25-ти лет (Newcomer Award), так и после 25-ти (Award).

«Леечник» Алексей Мякишев, видимо уже сам уставший от популяризации фотоистории «Колодозеро«, представил на конкурс серию «Родня», в которой «родственниками» оказались в том числе фотограф Георгий Колосов и основатель галереи «Феофания» Константин Бенедиктов. Следуя логике автора серии, речь идет о «духовных родственных связях», хотя об этом нет никаких вербальных упоминаний.

Анастасия Руденко представила — правда без единой подписи как к серии, так и к каждой из фотографий — фотоисторию под названием «Рай»(«Paradise»), которую сняла для «Joop Swart Masterclass» в 2012 году. Поэтому требуется объяснить, что «Раем» для фотографа стал поселок городского типа Елатьма (Рязанская область) — особенно та его часть, где содержатся умственно отсталые дети.

Евгения Арбугаева родилась в небольшом сибирском городке Тикси, училась в Москве, сейчас же живет в Нью-Йорке. Но именно маленький портовый городок, находящийся за полярным кругом, стал объектом фотографического исследования.

Фото © Евгения Арбургаева

Целью автора не было зафиксировать неизбежное умирание Тикси — скорее, автору хотелось реанимировать те магические ощущения, которые остались в памяти, и выяснить, насколько они реальны. После получения гранта от «Magnum Foundation Emergency», Евгения заявила: «После того, как я закончу проект, мое собственное детство будет официально закончено». С одной стороны, серия выгодно отличается от всех предыдущих прежде всего четко мотивированным пространством в кадре, а с другой — «сказачностью», которая, очевидно, сохранилась со времен детства фотографа и «проявилась на фотографиях», несмотря на все бедственное положение портового городка Тикси — окраины земли на берегу Ледовитого океана.
Посмотреть серию полностью на личном сайте

Кто получит «Award» и «Newcomer Award» в конкурсе «Leica Oscar Barnack» станет известно по окончанию работы жюри, но уже сейчас хочется пожелать удачи всем и сказать многим из стран бывшего СССР: «Не забывайте подписывать фотографии — и не только своим любимым именем».

Текст: Олег Климов
Фото на обложке: Евгения Арбугаева

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: