8 февраля в Таиланде стартует Чиангмайский фестиваль документальных искусств (Chiang Mai Documentary Arts Festival), в чью программу в этом году входит выставка Asian Women Photographers, в рамках которой будет представлено сразу три проекта, связанных с постсоветским пространством и, соответственно, попадающих в круг интересов еженедельного «Фотообозрения». В качестве бонуса выпуска — серия чеха Иржи Маковца о Петербурге 1990-х, опубликованная в онлайн-журнале Peanut Butter Thoughts.

Анаит Айрапетян. «Принцесса для рабства»

Фото (с) Анаит Айрапетян
Ереванский фотограф Анаит Айрапетян, базирующаяся в Берлине, оказалась в тройке победителей Asian Women Photographers. Из 70 проектов, присланных в адрес конкурса, куратор Юми Гото отобрала для финальной выставки ее фотоисторию «Принцесса для рабства», посвященную проблеме домашнего насилия, столь актуальной для современной Армении. В 2012-м страна поставила рекорд по этой части: только за полгода в бывшей советской республике погибло шесть замужних женщин, ставших жертвами побоев и издевательств со стороны своих супругов и их родственников. Статистика же организации «Международная амнистия» (само государство официальных подсчетов не ведет) гласит, что три из десяти девушек сталкивались в семье с применением физической силы по отношению к себе.

В «Принцессе для рабства» Анаит Айрапетян изучает этот болезненный вопрос, отталкиваясь сразу от нескольких историй. К примеру, 23-летняя Мариам Геворкян одной из первых в стране женщин озвучила публично проблему домашнего насилия. В течение долгого времени над девушкой измывалась ее свекровь, прижигавшая тело невестки утюгом и зажигалками. В 2012-м за эти действия садистку приговорили к 10 месяцам заключения. Другая героиня фотосерии — беременная Маро Гулоян, ушедшая из жизни на 22-м году. Родня твердит, что молодая женщина была либо убита, либо доведена до самоубийства мужем, сильно избивавшим ее.

Жесткие документальные кадры фотограф чередует в своем проекте со снимками из семейных альбомов, где девушки, впоследствии униженные и покалеченные, еще предстают беззаботными и одетыми в нарядные платья, будто принцессы.

Серия полностью в Dropbox фестиваля

Оксана Юшко. «Балаклава: Потерянная история»

Фото (с) Оксана Юшко
Москвичка Оксана Юшко вошла в число не призеров, но финалистов Asian Women Photographers, и на фестивале в Таиланде будет представлена ее серия о Балаклаве, снятая в 2011—2012 годах. В советскую эпоху небольшой украинский городок на Черноморском побережье был местом расположения подземной базы подводных лодок. Вокруг этого объекта сконцентрировалась жизнь почти всего окрестного населения. Как многие другие подобные территории, Балаклаву сделали закрытой от внешнего мира, что неминуемо сказалось и на горожанах, более 30 лет существовавших в таком режиме. Однако, как пишет фотограф, несмотря на распад СССР, тень Советского Союза по-прежнему лежит на населенном пункте: «Все изменилось, а сознание людей — нет».

Вся серия на сайте фотографа

Оля Иванова. «В тени облаков»

Фото (с) Оля Иванова
Еще один финалист Asian Women Photographers — Оля Иванова со своей поэтичной серией «В тени облаков» о грузинском регионе Ушгули, признанном вторым среди самых высокогорных поселений на территории Европы. Этот живописный район находится в 2200 метрах над уровнем моря. «Далеко от всего, но только не от Бога, — говорит фотограф. — Живя здесь, вы чувствуете его присутствие все время. Местные жители всегда выпивают первый тост за Бога, гостей называют посланниками Бога, а ближайший перевал в горах именуют „за Богом“. Вы начинаете снимать историю о сванах, грузинской субэтнической группе, живущей здесь, но закончите рассказом о Божьем присутствии. Никакой политики, никакой истории, этнографических и антропологических заметок. Просто камни под ногами и небо над вами».

Вся серия на сайте фотографа

Иржи Маковец. «Вокруг Санкт-Петербурга»

Фото (с) Иржи Маковец
Иржи Маковец в январе был назван изданием The British Journal of Photography в числе двадцати современных фотографов, на которых стоит обратить внимание в 2013 году. В статье о 35-летнем уроженце Чехии его отметили за серию о Нью-Йорке, работу над коей автор начал после событий 11 сентября 2001-го. Однако упоминается в материале и предыдущий большой проект Маковца «Вокруг Санкт-Петербурга». На прошлой неделе избранные снимки из этого эссе опубликовал онлайн-журнал Peanut Butter Thoughts.

Стилистически петербургская серия, выполненная во второй половине 1990-х и пронизанная чувством тонкой ностальгии, в значительной мере отличается от того, чем фотограф занимается теперь. Вместе с тем она откровенно наследует у чешской документалистики ее визуальную манеру. Снимая Северную столицу России, Иржи нашел на ее улицах россыпь маленьких, но ярких в своей простоте эпизодов городской жизни: маленькая девочка танцует перед зрителями на школьном дворе; черная псина разлеглась посреди дороги; матрос остановился перед мужчиной, удерживающим на поводке медведя; корова с теленком минует пожилого прохожего, тащащего за собой тележку.

Серия в онлайн-журнале Peanut Butter Thoughts

Текст: Анастасия Богомолова
Фото на обложке: Оксана Юшко

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: