«Когда я оказалась на фабрике, — рассказывает Виктория Морозова, — и прошлась по цехам, то первым чувством было удивление, будто смотрю фантастический фильм. Таких условий труда уже не должно быть в 21-м веке. Вообще, меня привлекают люди разных социальных групп, разных возрастов и занятий, характерные образы в различных своих проявлениях. Тема тяжёлого малоквалифицированного труда – одна из них. Когда-то очень давно я сама работала на большом предприятии, бывала в разных цехах с вредным условиями труда, но не могла представить, что в наше время производства могут быть столь жуткими. Ничего не меняется. Мне хотелось бы продолжить эту тему человека труда, без лакировки действительности, чтобы показать, как и чем живут простые люди».

Для просмотра фоторепортажа — кликните на фото

С каждым годом становится всё очевидней, что непостановочная репортажная фотография постепенно уходит из нашего привычного визуального контекста как рефлексия на окружающую действительность. Она подменяется чем-то другим, растворяется в концептуальных портретно-пейзажных проектах фотохудожников нового времени. И здесь «герои» тиражируемых проектов оказываются в предлагаемых обстоятельствах, предлагаемых фотографом, который с лёгкостью реконструирует воображаемую действительность, чтобы показать своё видение мира.

Реконструкция привлекательна и соблазнительна  своими безграничными возможностями и условностями.  Фотография, вооружившись фотопленками и айфонами, пошла в массы более лёгким и доступным путём: снимать, как умеешь, как чувствуешь, но на расстоянии от объекта, подчеркивая тем самым холодность и отстраненность, маскируя собственные комплексы. Приблизиться к незнакомому человеку, сделать его своим «героем», куда сложнее и ответственнее, чем запечатлевать неодушевленные предметы или  делать портреты на фоне.

Забвению серьёзной репортажной фотографии как жанра способствует агрессивный диктат  рекламы в СМИ. Как следствие, репортажная фотография  теряет массового зрителя, отлучённого от непосредственно запечатлённых событий в общественной-политической жизни. Только благодаря энтузиастам и любителям, отдающим предпочтение «решающему», а не постановочному «мгновению», она ещё существует. Жизнь так богата событиями, героями, эмоциями… Их только нужно уметь найти и запечатлеть для истории, для преданного зрителя.

Фотограф Виктория Морозова представляет на Liberty свою новую фотографическую серию «Фабрика». Это «встроенные» в репортаж портреты рабочих комбината валяной обуви, сделанные в чуть смазанной технике движения объектов. Сама по себе тема производства валенок давно вышла из моды, как выходят из моды предметы, политики, темы для разговоров, как надоедают тиражировано-спекулятивные фотоистории, воспроизводящие довольно несложные образы. Но изображения этой серии поражают прежде всего странным, сюрреалистичным  миром, в который погружает зрителя Виктория.

Хочется особенно отметить то, что ей удалось приблизиться к своим героям предельно близко и остаться «незамеченной» от первой до последней картинки,  делая  нас непосредственными свидетелями происходящего. Нереальный мир реальных людей, поставленных в тяжелейшие условия труда.

Заходишь на сайт комбината: перед нами самая  совершенная технология производства валяной обуви. По словам Виктории, в одних цехах постоянно «висит» слоями пар, к которому примешивается запах кислот, в других присутствуют частицы войлочного сырья в воздухе, и везде можно только кричать – такой стоит шум.  Похоже, только крайние жизненные обстоятельства могут соблазнить человека работой на производстве валенок.

Мы видим задумчивых, серьезных людей, монотонно выполняющих свои нехитрые операции, постепенно превратившихся в производственные единицы. Представленные здесь фотографии поражают глубиной и абсолютным откровением героев. Портреты глубоко «ушедших» в себя женщин и уставших от работы мужчин. По пояс голые, они кажущиеся ещё  более изнуренными, что почти физически ощущается в застывших образах по эту сторону реальности.

Фотографии: Виктория Морозова (Омск)
Текст: Павел Горшков (Москва-Омск)

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: