Каких-нибудь 10-15 лет в большинстве своем люди воспринимали фотографию чаще всего в двух ее ипостасях: семейный альбом – как память о дорогих нам людях, и фотожурналистика – как происходящие события вокруг нашей частной жизни.

Никто никогда не думал, что эти две области фотографии могут быть связаны самым тесным образом не столько из-за технического процесса фотографирования, сколько благодаря прямой информационной или интеллектуальной связи между семьей и обществом.

10-15 лет назад мы показывали друг другу фотографии из семейного альбома, узнавали себя или близких нам людей, улыбались или огорчались, но круг нашей “целевой аудитории” был ограничен рамками нашей семьи и друзей, а хорошей фотографией считалась та, где были ясно видны черты лица или характера.

За прошедшие годы мир основательно изменился, и теперь мы можем показывать фотографии из семейного альбома тысячам и десяткам тысяч людей, практически никаким образом не связанных с нашими родственниками, друзьями или знакомыми. Можно ли этот процесс назвать “средством массовой информации”? – В каком то приближении, безусловно да. И таким образом наш “семейный альбом” стал частью “внешнего мира”, а “фотографирование на память” стало неотъемлемой  частью фотожурналистики в целом.

Общедоступность фотографии в наше время проявляется в самых разных процессах коммуникации, все чаще заменяя собой буквы, слова, предложения…  В этом нет ничего удивительного, так как “язык образа” (например, древний наскальный рисунок)  имеет гораздо более длительную историю своего существования, чем “язык письменности”, господство которого началось лишь со времен Кирилла и Мефодия.

Вместе с тем “язык образа” чаще ассоциативный, сравнимый с поэзией или музыкой, чем, например,  строгий информационный “язык письменности” в тех или иных случаях или ситуациях. Однако в визуальных коммуникациях есть одно неоспоримое преимущество – они доступны для большинства людей, не зависимо от их происхождения, языка, письменности и порой даже культуры в целом. “Язык образа” в этом смысле универсален по своей природе. Именно эта его особенность способствует развитию визуальной коммуникации в нашем непростом мире.

Априори миграция населения является одной из гарантированных свобод как  “право на передвижение и свободного выбора места жительства”. Этому препятствуют не только различного рода государственные, политические и экономические границы, но в том числе языковые и культурные проблемы коммуникаций, что значительно затрудняет интеграцию  мигрантов в иную социальную, политическую, экономическую или культурную сферу жизни.

Миграция – неоспоримый факт, очевидно обусловленный самой природой человека. Пойдем ли мы против “природы человека”, создавая различного рода границы и препятствия, оберегая свой “маленький и уютный” мирок от процессов глобализации или будем искать решение проблемы, признавая факт миграции как неотъемлемое право человека. Давайте не будем забывать, что “великий Куделка” как фотограф состоялся в том числе благодаря миграции: бегству из страны и “бродяжничеству с цыганами”.

За 10-15 лет нас очень быстро приучили к тому, что миграция капитала  является неотъемлемой частью единого экономического рынка, но не объяснили, что не только капитал перемещается туда, где есть дешевая рабочая сила, но и дешевая рабочая сила перемещается туда, где есть капитал. Банальная истина марксизма без ленинизма. Тот факт, что только в Москве находится более 80 процентов всех наличных денег государства, не может не влиять как на внутреннюю миграцию, так и внешнюю. Здесь и возникают проблемы горизонтальных  и бытовых коммуникаций в обществе: национализм, шовинизм или примитивный криминал, который включает в себя рабство и торговлю людьми.

Профессиональная фотожурналистика множество раз “рассказывала” о такого рода явлениях и событиях как у нас в стране, так и за рубежом. Но в современных условиях не менее важно для общества увидеть проблему не только с “внешней” стороны фотожурналистики, но и с “внутренней” – как в случае с “семейным альбомом”. Теоретически именно для этого мы предприняли попытку провести фото-семинары для мигрантов, потому что в некоторых случаях  только камера может являться единственным звеном коммуникации между мигрантом и той социальной средой, в которой он находится временно или с перспективой на постоянство.

Фотосеминар в посольстве Киргизии в Москве. Фото: Ольга Рыбакова

Семинар для студентов-мигрантов – это самое простое, с чего можно начать такого рода работу. Как правило студенты более образованы, достаточно обеспечены, мотивированы на интеграцию. Для большинства из них фотография –  лишь один из способов развлечения, достаточно редко – метод познания окружающего их мира или средство коммуникации. В этом тоже нет ничего удивительного, но вместе с тем, хотят они того или нет, многофункциональность фотографии, не зависимо от самих фотографов-мигрантов, способствует их общему развитию, расширению коммуникации, иному видению существующих проблем и многому другому –  просто потому, что таковы объективные функции фотографии.

На нашем очень коротком фотосеминаре была поставлена только одна задача: снять то, что лично его/ее наиболее волнует, удивляет как приезжего человека в большом городе. Это было связано не только с тем, чтобы глазами студента-мигранта увидеть окружающий его мир, но и с тем, что наиболее волнительные, личные переживания и наблюдения всегда проще донести до зрителя  средствами фотографии, чем, например, рассказать о событии или явлении по заданию фоторедактора или руководителя мастер-класса.  Это тоже одна из особенностей фотографии – возможность через  “образ личного видения и переживания” передать ту или иную проблему или явление в целом.

Совместно с МОМ (Международная Организация по Миграции) мы провели всего лишь три теоретических занятия по фотографии в посольстве Киргизии в Москве. Была собрана группа из сорока студентов-мигрантов из разных ВУЗов, включая “взвод курсантов” из военного училища, что первоначально привело меня в изумление, переходящее в отчаянье, но впоследствии я убедился, что и солдаты иногда хотят фотографировать, а не только стрелять из автоматов. Однако, сначала было трудно: я не понимал, о чем они говорят, они не понимали, о чем говорю я. Поэтому мы просто смотрели фотографии.

Уже вне рамок семинара я решил, что необходимо просто с несколькими из студентов вместе пойти на улицу: говорить с ними в процессе съемки, говорить с героями, которых они снимают, обращать внимание на детали, визуальные приемы и “способы самовыражения” через фотографию – умение визуально донести свое сообщение до зрителя.

Мне кажется это было правильным решением, потому что результат их работы резко улучшился. Здесь пример серии фотографий Нуржаннат Бактыбек кызы, которая снимала в Москве то, что ее больше всего удивляет как приезжего человека. Когда я спросил ее: “Зачем Вы это снимаете?” Она просто ответила: “Хочу показать друзьям, в каком городе я живу”.  Удивительно, хотела Нуржаннат того или нет, выбирая для себя тему “Большой город для всех”, но в большинстве своем в ее кадрах присутствуют преимущественно мигранты, целый социальный класс, к которому она сама лишь формально принадлежит, но чьи проблемы ей понятны и близки, судя по ее фотографиям.

Нуржаннат Бактыбек кызы “Большой город для всех”. Нажмите на фото для просмотра

Выполнена ли формально поставленная задача на фото-семинаре в полном объеме  или нет не столь принципиально. Важно то, что у большинства студентов-мигрантов появился несколько иной взгляд на саму фотографию, они стали иначе, более внимательно смотреть вокруг и анализировать те визуальные образы, которые их окружают в повседневности. Другими словами, они стали не просто видеть, а замечать и фиксировать детали, из которых и состоит наша жизнь.

Текст: Олег Климов
Фотография на обложке: Байтур Салымбаев



ДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ – ДЕЛАЙТЕ МИР СВОБОДНЫМ: