Река Волга, село Белогорное (ранее Самодуровка), Саратовская область

По сохраняющемуся преданию, первым поселенцем Самодуровки был некий Клим. Предполагают, что он был дьяк или древнего рукоположения причетник, который вместе со своим семейством бежал от гонений «за содержание древнего благочестия» из Москвы в приволжские леса, взяв с собой только священные книги. Вместе с ним бежали еще несколько старинных семейств. Здесь они поселились в лесу, в овраге. Впоследствии этот овраг, став своего рода святым местом для живущих в селе старообрядцев, получил название Климов дол, а первопоселенцев стали именовать климовцами.

«Под сим крестом покоится прах Родоначальников села Самодуровки,
священная искра Иоанна и его сына.
 Сей сын Клим со своим семейством бежали из Москвы, оставив там двухэтажный каменный дом и всё имение,
от преследований власти за содержание древнего благочестия. 
Спустившись по холстам с верхнего этажа, бежали они до самой реки Волги 
и около тридцати лет скрывались в долу. 
По их и ныне прозывается оный дол Климов. 
По воспоминаниям наших дедов и прадедов и воздвигнут сей памятник».

Рассказывают, что к «ватаге Клима» присоединяются потом и другие старообрядцы, бежавшие также из Подмосковья и скрывающиеся от преследования церкви. Кроме того, Самодуровку заселяли выходцы и из других мест России. Так, в нижнем течении речки обосновались крестьяне из Пензенской губернии, из села Лунино, из-за чего эту часть деревни называют как Нижним, так и Пензенским концом.

Среди «новопоселенцев» были не только староверы, но и «истинно православные», и расселение жителей шло по исповедному признаку: в Верховом конце обосновались старообрядцы, а в Нижнем конце – православные.

Самодуровка была вольным селом — крепостное право отсутствовало, хотя вокруг много было помещичьих деревень с населением, переведенным из других губерний. Жителей Самодуровки постоянно притесняли помещики, пытаясь завладеть ею. Сохранилось предание, в котором рассказывается о том, как самодуровцы отправили к императрице Екатерине II ходока с просьбой разрешить им жить свободно, без барина. Екатерина якобы удовлетворила эту просьбу и дала жалованную грамоту, в которой говорилось о том, чтобы «господа не вникали в наше село и его угодья»

В некоторых текстах упоминается имя этого ходока – Иван Зиновьев, «муж благоразумный», которому императрица якобы подарила на прощание кафтан и сказала: «Будь ты из старших старший!». По возвращении «Иван Зиновьев прогнал по шапке двух господ, которые хотели забрать наше село в свои руки».

© Олег Климов
© Анна Шустикова
© Олег Климов
© Олег Климов
© Олег Климов
© Олег Климов
© Олег Климов
© Олег Климов
© Анна Шустикова
© Анна Шустикова
© Олег Климов
© Олег Климов

Считается, что нежелание «жить под барщиной» стало поводом для именования села. Это одна из версий о происхождении названия Самодуровка, существующих сегодня. Согласно ей, отказ поселенцев, обосновавшихся в долине Климова, от барского правления «теснители» расценили как произвол, как самодурство и за это назвали «новопоселенную деревню» Самодуровкой.

Наталья Свешникова (текст)
Олег Климов (фото)
Анна Шустикова (фото и видео)

Фоторепортаж снят FUJIFILM X100— официальная камера фото-экспедиции «От Белого до Черного моря»

Пожалуйста, поделитесь об этом в социальных сетях:

Расскажите об этом в социальных сетях: