В апреле 2013 в Центре документальной фотографии FOTODOC состоялась выставка по итогам Фестиваля уличной фотографии, который проводится уже во второй раз. Из 6587 работ, присланных на конкурс в этом году, членами жюри фестиваля были отобраны фотографии, которые и заполнили собой пространство Сахаровского центра на время проведения Фестиваля. М-Журнал Liberty.SU представляет вашему вниманию подборку из представленных на выставке работ, а также мнение членов жюри фестиваля об уличной фотографии, особенностях российского стрита и проблемах выбора.

СТРИТ-ФОТОГРАФИЯ — ЭТО…

Андрей Крашеница: «… настоящая стрит-фотография начинается на расстояниях ближе 1 метра, в так называемой «зоне змеи» (как выражается Марина Разбежкина) и всегда балансирует на грани, за которой следует нарушение действующего законодательства и ущемление свободы и права граждан на приватность своей жизнь. Это, своего рода, полу-криминальный стрит-арт.»

Развернуть ответ полностью

Обычно стрит-фотографию определяют как фотографию, изображающую человеческую жизнь в общественном пространстве. К этому определению необходимо также добавить документальность, недопустимость постановки, монтажа и всяческих манипуляций с изображением, придающих ему живописность и пикториальную декоративность. Для меня главным в стрит-фотографии является не красота картинки, продуманность композиции, необыкновенный свет или колорит, а способность проникнуть в личное пространство человека, тесный контакт и интимность, достигнутые на улице, месте, совершенно для этого не предназначенного. Это противоречие между общественным и личным пространством — источник энергии стрит-фотографии.

Поэтому настоящая стрит-фотография начинается на расстояниях ближе 1 метра, в так называемой «зоне змеи» (как выражается Марина Разбежкина) и всегда балансирует на грани, за которой следует нарушение действующего законодательства и ущемление свободы и права граждан на приватность своей жизнь. Это, своего рода, полу-криминальный стрит-арт.

Снимать таким образом очень трудно, поэтому очень часто возникает желание подменить интимность формализмом, играться со светом, конструировать хитроумные многоплановые композиции, подождать, когда человек в шляпе окажется в квадратном пятнышке света, а девушка с воздушным шариком будет выходить из подворотни, и все это на фоне дерущихся котов или трахающихся собачек. Но ведь жизнь не состоит из таких моментов, в этом — неправда, а отсюда и ощущение неестественной театральности изображения. В этом контексте мне очень нравиться тэг «стилистика нерешающего момента», которым были помечены последние фотографии Слюсарева.

Я считаю, что цифровая техника это идеальный, наиболее адекватно отвечающий реалиям современной жизни инструмент для стрита. При всех своих декоративных визуально-пластических достоинствах пленочная фотография, ручная печать, различные благородные техники — это уже архаика, карточки, сделанные таком образом выглядят как будто сняты в 80-е годы прошлого века.

Андрей Гордеев: «На мой взгляд, это фотография, занимающаяся изучением взаимоотношений человека и окружающей среды. Каких-то незначительных на первый взгляд  совпадений, странностей, типичных проявлений, абсурдностей. Стрит-фотография уходит от литературного сюжета в сторону сюжета фотографического, визуального. Здесь важен взгляд фотографа, важно КАК, а не ЧТО».

Эмиль Гатауллин: «Уличная фотография всегда непредсказуема, и в ней, пожалуй, наиболее велика роль случайности. Фотограф находится в свободном движении и никогда не знает заранее, что его ждет за следующим поворотом».

Развернуть ответ полностью

Для меня уличная фотография не имеет четких границ, я довольно широко понимаю это направление. Ведь множество прекрасных фотографий можно причислить сразу к нескольким жанрам или направлениям, т.е. в одном снимке может быть и уличная, и документальная, и так называемая жанровая или еще какая-нибудь фотография. В хорошей фотографии принадлежность к направлению не имеет принципиального значения.

Но есть какие-то общепринятые рамки жанра, в которых существует стрит-фото. Наверное, в первую очередь это непостановочная фотография, на которой чаще всего присутствуют люди, в то же время это не репортаж о каком-либо событии. Не обязательно кадр должен быть сделан на улице, может быть любое общественное место, куда есть свободный доступ.

Уличная фотография всегда непредсказуема, и в ней, пожалуй, наиболее велика роль случайности. Фотограф находится в свободном движении и никогда не знает заранее, что его ждет за следующим поворотом. Интересная ситуация может возникнуть внезапно, нужно лишь быть к этому готовым, успеть отреагировать.

Александр Гроусс: «Желание снимать течение жизни – близкая большинству штука. И не только фотографам. Вот, например, слова священника Константина Пархоменко из Санкт-Петербурга: «Лично мне жанр стрит-фотографии очень близок, потому что он точно выражает мое миросозерцание. Все в мире пронизано смыслом и… красотой. Оно проявляются даже там, где с первого взгляда это не очевидно. Но оно есть» Для меня же это способ общаться с миром».

Мария Плотникова: «Стрит-фотография для меня — это, в первую очередь, свобода».

Развернуть ответ полностью
Стрит-фотография для меня — это, в первую очередь, свобода. Есть несколько правил, которых совсем не сложно придерживаться (общественное место, непостановочный кадр и т.п.). А дальше — гуляй, Вася! Ты не знаешь, куда пойдешь, но можешь выбрать любой маршрут. Ты понятия не имеешь, что снимешь, но именно сегодня может получиться шедевр. Ты снимаешь исключительно для себя — знаю, что для многих фотографов это является камнем преткновения. Ты ограничен только рамками своей морали. Ты получаешь кайф от этой свободы. Для меня стрит-фотография — это поэзия в литературе или джаз в музыке.