М-Журнал публикует фотовыставку известного самарского фотографа Сергея Осьмачкина, чьи работы находятся в музейных и частных коллекциях в США, Англии, Франции, Германии, России.

Вот уже восемнадцать лет Сергей Осьмачкин дарит мне возможность отражения и неузнавания. В 1995 году мы отразились и «не узнали» друг друга в совместном альбоме «Цветные сны о Самаре, или 207 портретов одного города». Не узнали, чтобы потом постоянно удивляться и узнавать. Во всяком случае, я точно знаю, что на этом свете есть и еще один свет. Свет Осьмачкина.

Испорченное литературное зрение надсадно ищет и с болезненным наслаждением находит в осьмачкинских «фототекстах» постоянно переживаемые и неистребимые аллюзии, ассоциации, внутренние рифмы и переклички. Сильное и трагическое искусство Осьмачкина каким-то странным, я бы даже сказал, наивным образом пропитано лианозовским космосом и хаосом. В первую очередь, поэтическим, конкретистским. Это сны и отпечатки реальности, если не «после Освенцима», то сразу после большой иллюзии, беспринципной демагогии и социально-экзистенциальной аварии. Позже, в «эпоху «Цирка «Олимпа», Сергей непосредственно столкнётся с Всеволодом Некрасовым и почувствует в нём родственную душу. Но поиск непридуманного изображения-развоплощения, невероятно концентрированной лирической нейтральности и объективности, изломанной, изувеченной, но всё равно целостности и естественности, в которых культурный и эстетический опыт не выдерживает ожога, вспышки, взрыва феномена жизни, каковая она есть, не приобретенное свойство подлинного художника Осьмачкина. А врожденное.

В его фотографиях, уверяю вас, что я не сумасшедший, есть отчетливо звучащие интонации, вздохи, просодии, мотивы, реплики, междометья. Истоки этой «фоторечи» где-то рядом с «метафизической родиной» Сапгира и Холина, Сатуновского и Некрасова. А еще Варлама Шаламова и Анатолия Гаврилова.

Впрочем, Осьмачкин абсолютно не литературный художник. До нечленораздельности высказывания. Только свет, тень, только цвет и тень. Его цвето- и светоизощренные, но от этого не менее прозрачные, постановочные, метафорические откровения на долгое время уступили место «песням обыденности» (так назывался его многолетний цикл работ) — безжалостным, проникновенным, неприхотливым, небрежным и неповторимым попыткам удержать в поле зрения случайных и неприкаянных гостей этой жизни, мелькающих на фоне осколков и отбросов единственной и бесприютной цивилизации. И независимо от социального статуса слишком очевидно похожих на беженцев, дезертиров, отщепенцев, бывших и нынешних заключенных…

Сергей Лейбград (текст)
Сергей Осьмачкин (фото)

© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин
© Сергей Осьмачкин

Инфо: Сергей Осьмачкин, город Самара. Родился в 1961. Участвовал в более чем 100 выставках за рубежом и в России. Персональные выставки: Архангельск, Новосибирск, Пенза, Кишинёв, Ростов-на-Дону, Йошкар-Ола, Штутгарт, Братислава, Самара, Владикавказ. Его работы находятся в коллекциях Национальной библиотеки Франции, Музея изящных искусств г. Санта-Фе (США), Музея фотографического университета г. Брукс (США), Музея фотографических коллекций РОСИЗО (г. Москва, Россия), Собрания Геренсайда в гуманитарном исследовательском центре университета штата Техас (США). Работы приобретены также в коллекцию Нортона Доджа в 1993 г. (США). Частные коллекции: в США, Англии, Франции, Германии, России.

Расскажите об этом в социальных сетях: