Проект РИА Новости «XXI. Мой Тихий океан» — результат недельной экспедиции 21-го фотографа по разным странам — территориям Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Результатом экспедиции стала коллекция фотографий, представленных на сайте «Fotofond – территория фотографии», а также фото-музыкальное представление во Владивостоке, приуроченное к саммиту АТЭС. Павел Горшков посмотрел фотографии из проекта и попытался понять, каким образом связаны между собой 21 страна, 21 фотограф, Тихий океан и саммит АТЭС.

Говорят, первое впечатление самое сильное. Сначала я посмотрел эти работы «эмоционально», т.е. ожидая и надеясь увидеть что-то необыкновенное, потом — более внимательно и отстраненно.

Как всегда, государство вспоминает о своих «подданных», когда ему что-то надо. В данном случае, когда ему понадобилось в очередной раз пустить пыль в глаза мировому сообществу, точнее, той его части, которая должна приехать во Владивосток на встречу АТЭС. Лет десять-пятнадцать назад на Русском ещё умирали от истощения сверхсрочники, а теперь там сплошной «хайтек» на кругленькую сумму и на водном экране в акватории можно увидеть проекцию фотографий.

РИА Новости собрало лучших из лучших, самых звездных российских фотографов и предложило в недельный срок (вместе с дорогой и турфирмой) сделать для АТЭС проект под названием «ХХI. Мой Тихий океан». Первый вопрос, который возникает, когда узнаешь о таком проекте: «Где же фотографы самого агентства?» Может, в РИА нет не то что звездных, а просто хороших фотографов? Ведь в списке приглашенных не все с «золотыми глазами World Press Photo». Авторы и кураторы проекта решили перестраховаться, а может, просто снять с себя ответственность. Если что-то вдруг пойдет не так, можно сказать: это сделано лучшими. Так это или не так, но звездных фотографов поставили в сложные условия: в недельный срок привезти шедевры, не дав возможности толком подготовиться к съемке. Это попахивало авантюрой. Насколько я знаю, фотографы-иностранцы, прежде чем приехать в Москву, например, заранее ищут местных фотографов, которые «подготовят почву», т.е. узнают, куда идти и что снимать, что и где подготовить, чтобы приезд не оказался пустым. А тут? Посмотрев на «FotoFond» итоговую подборку фотографий один раз, потом второй, ловишь себя на мысли, что общее впечатление не такое яркое, как ожидаешь. Как будто делалось все в спешке или копалось неглубоко, а фотографов просто использовали.

Снятый материал представлен в проекте «FotoFond – территория фотографии» (группа РИА Новости) в редакции кураторов из РИА. Это в общем-то логично. Они же заказывали «музыку», они же занимались отбором. Например, Эмиль Гатауллин говорит, что не совсем согласен с отбором. Если посмотреть на работы Владимира Сёмина, то тоже можно предположить, что он не согласился бы. Это, конечно, извечная проблема, как с вопросом о первичности курицы или яйца. Кто должен выбирать фотографии? Редактор, который лучше знает свое дело, или автор, который снимал, находится в теме и знает, что хотел сказать? Мне кажется, что все-таки нужно положиться на профессионализм редактора и дать ему право выбирать. Ведь если фотограф представил некое количество работ, то он уже сделал свой выбор: недостойные он должен был отсеять. Каждый автор представлен в среднем не менее чем двадцатью изображениями, и пристрастия редактора здесь вряд ли скажутся. Значит, это снято и представлено автором. А раз так, давайте посмотрим совпали ли ваши ожидания, как и мои, от увиденных работ.

Сначала о форме. Выбор повествования — цветной или черно — белый должен быть оправдан. Тем и другим фотограф должен владеть, а если это смешанный ряд образов, то это еще и продуманное решение темы. На сегодня оправданность ч/б только в графичности. Остальное — удел архива. Выбор в пользу монохрома вполне удался Эмилю Гатауллину, Виталию Смирнову и Никите Машкину, которые видят и мыслят монохромно. Все остальные ч/б работы не дотягивают до ч/б. Съемка под монокль может «купить» кого угодно и сделать съемку привлекательной. На это рассчитывал Сергей Трапезин или нет, но стилизовал он под моноколь и подходящие, и не подходящие для этого по световому рисунку работы, чем только снизил их достоинство. Монокль – это выразительное средство для определенного рода объектов, которые освещены преимущественно контровым светом, где и возникает ореольное свечение монокля. В остальных случаях возникает только недоумение. Наверное, это был ещё и эксперимент над нами.

Для этого столетия цвет — уже норма и естественный язык повествования. Подтверждением этого являются работы таких мастеров, как Юрий Козырев, Сергей Максимишин, Владимир Семин. Хотя Камчатка и мирная жизнь Юрию Козыреву далась трудней, чем конфликты и «горячие точки», виной всему мог стать недостаток времени при перемещениях на вертолете, зависимость от прогнозов синоптиков. Погода на Камчатке – закон для всех. Индонезия Сергея Максимишина лишний раз подтверждает, что он снимет что угодно и где угодно и результат будет всегда предсказуем заранее, потому что все изображения правильные и все на своем месте. Для фоторедактора это счастье, коллегам на зависть, а зрителю… Очень трудно как-то однозначно оценить работу Владимира Сёмина, сделанную им в Перу. Она, скорее, является продолжением начатого еще в Нью-Йорке его собственного проекта с рабочим названием «Вода» и желания многолетнего исследования Нью-Йорка и Америки в целом. Прыгающий со скал человек, две работы с разгрузкой сетей, торговки на рынке и катающиеся на досках по волнам смельчаки, несомненно, добавят поклонников мастеру.

Интересно посмотреть цветные работы Алексея Мякишева. Черно-белые, снятые в тех же условиях, уступают. И, конечно Георгий Пинхасов с Мексикой в своем амплуа, оказавший собственным видением цвета огромное влияние и на фотографов в этой группе. Он заражает этим всех, как болезнью. Иногда сюжет отходит на второй план, уступая главное место сочетаниям цветовых пятен, бликов, создавая яркую, цветную абстракцию. Хотелось бы ещё увидеть не вошедшие сюда работы.

Почти каждый автор оставил небольшой комментарий о своих впечатлениях, о поездке, стране, условиях работы. Иногда они воздействуют на воображение сильней, чем выбранные фотографии, подтверждая мысль, что для выполнения этой работы требовалось время входа в тему, в новый, непривычный уклад жизни, знакомство с культурными традициями и природными условиями. В связи с этим не хватило опыта менее маститым фотографам. Поверхностными (субъективными) мне кажутся работы из Японии Аллы Долголевой, Михаила Дашевского из Китая, Святослава Пономарева из Таиланда. Пономарев сознается, что не было плана, снимал себя или свое состояние, поэтому и оставил двоякое впечатление. Видимо, теперь только он и может адекватно «прочитать» снятое и получить удовольствие от увиденного и запечатленного. Очень похожие ощущения оставляют работы Николая Кулебякина из Гонконга. Он был занят поиском себя, фактур, потому что, по его признанию, «темой может быть все». Другому фотографу, Наталье Беркутовой, нужно ли было ехать в Папуа-Новая Гвинея, чтобы показать портреты, так знакомые старшему поколению по клубу «Кинопутешественников», а более молодому — по разным передачам об экзотических странах? Хотя Наталье удалось сделать буквально несколько очень хороших фото, но только несколько. Ну и стереотип: «африканцы» – ч/б.

Неожиданными для меня оказались фотографии Виктории Ивлевой. Я представлял ее фотографом-документалистом черно-белого языка, а увидел интересные цветные изображения в стиле Alex Webb, если такое сравнение корректно. Очень хотелось бы посмотреть продолжение, увидеть еще и океан. Игорь Михалев привез из Вьетнама хотя и более информационные по содержанию фотографии, но дающие представление о жителях этой бедной страны с вечными лодками с рыбаками и остальным населением на мототранспорте.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что я не собирался подробно разбирать фотографии каждого участника проекта. Это просто мнение о некоторых работах, на которых хотелось остановиться. В целом проект интересен и полезен как опыт. Хотелось бы, чтобы следующий фотопроект «РИА Новости» не был таким скороспелым. Возможно, наша страна требует фотографического описания или исследования не меньше, чем страны АТЭС. Независимо от политических дат. Тут штатные фотографы агентства пусть отдохнут на «паркете». Давайте делать фотоисторию собственной страны изо дня в день с заинтересованными музеями, фондами, библиотеками. Это не только наша история, но и показатель уровня культуры нации.

Текст: Павел Горшков (Москва, 10 сентября 2012 г.)
Главная фотография:  Эмиль Гатауллин (Австралия, 2012) «XXI. Мой Тихий океан»

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: