Казалось бы, давно и всем известно, что без помощи случая гениальной фотографии не создать, однако не гениальное, но считающее себя умным человечество, вооруженное фотоаппаратами всевозможных систем, маниакально пытается воплотить свои глуповатые замыслы, не давая в них места животворной случайности. Серость и бескрылость присуща нам, как и самодовольство. Что тут поделаешь? Для того, чтобы сотрудничать со случаем, нужны известная смелость и безрассудство, которые называются доверием к жизни. Таким доверием в избытке владеют счастливые дети, но их счастье слишком быстро заканчивается, и они становятся благоразумными идиотами, такими же, как и мы. И это к счастью, потому что строить что-либо, опираясь на случай, — это самоубийство, а люди преимущественно строители. Они не такие талантливые и безмозглые как пчелы и муравьи, тем более не такие трудолюбивые, но нужда и лодыря заставит камни ворочать. Так уж кем-то устроена наша жизнь, что повзрослевшие трудолюбивые идиоты пашут, строят, воюют, а не захотевшие взрослеть лодыри поют, пляшут, рисуют или что-нибудь изобретают, лишь бы им не трудиться.

Лень — мать не только мерзких пороков, у нее есть еще немало приблудных и внебрачных детей. Одним из них стал Михайлов. Инженером работать ему было скучно, веселее ему казалось делать несъедобные бутерброды из пленки. Он складывал вместе тоже снятые им скучноватые пленки и рассматривал их на просвет — получалось вроде бы веселее. Пустота наполнялась случайной, бессмысленной жизнью, а бессмысленность — сестра абсурда. Вместе с краткостью они — сестры таланта. Все они, как указано ранее, дети победительной лени. В строительстве опираться на случай, конечно, нельзя, а вот в науке, искусстве и разрушении без случая не обойдешься. Все открытия рождаются только случайно. У человека не хватает ума, чтобы придумать что-нибудь новенькое. Для этого огрызка яблока не достаточно: слишком уж мало досталось Адаму от древа познания. Человек только способен оценить пользу или вред от открытия, которое по воле провидения является ему случайно.

Роль случая в науке, искусстве, да и во всей человеческой жизни исключительно велика, однако находится в тени, и ей почти не придается значения по непростительной нашей глупости, гордости и тщеславию. Людей, с которыми эти случаи происходят , мы называем первооткрывателями и увенчиваем их венками из лаврушки, а надо бы исследовать и описывать сами «случаи», в которых были явлены нам знамения скромной природой. История науки, искусства и цивилизации должна была бы состоять из подробных описаний происшествий, предшествующих открытиям. Это была бы увлекательная книга! А вместо этого — скучный и длинный ряд «гениев» и их биографические данные, к открытию не имеющие никакого отношения. Мы изучаем их биографии и не можем понять, как открытие пришло к ним в руки. Мы рассматриваем их непримечательные лица, стремясь уловить в них черты гениальности, но, соответственно, безрезультатно. Мы тщетно пытаемся им подражать: нам тоже хочется «открытий» и славы! Мы видим, что они такие же как и мы, но не верим своим глазам: мы во всем хотим видеть чудо. Но чудо прячется в глупой случайности, и кое-кто это уже понял, например, Ахматова и Пастернак, поведавшие об этом в стихах.

Текст: Валерий Щеколдин
Фото на обложке: Борис Михайлов(из серии «Мужские разговоры»)

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Расскажите об этом в социальных сетях: